Юридический онлайн-сервис
+7 (747) 101 00 95
Главная Контакты
Регистрация Вход

Значение статуса субъекта предпринимательства (малый, средний, крупный бизнес)


Дата публикации: 2.11.2020
3248

Изображение к статье


Все субъекты предпринимательства делятся на три основные категории: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Микропредпринимательство является подвидом малого.

В данной статье рассмотрим некоторые вопросы нормативного регулирования субъектов бизнеса в зависимости от категории: на что влияет статус субъекта, какие он дает льготы, преимущества и ограничения.

Сравнительная таблица: отличия правового регулирования субъектов бизнеса

 

Крупное предпринимательство (СКП)

Среднее предпринимательство (ССП)

Малое предпринимательство (СМП)

 

Отличия в условиях государственной регистрации и ликвидации юридических лиц, требованиях к учредительным документам в зависимости от категории субъекта предпринимательства

Закон "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" <ст. 6, 6-1, 11, 16>

Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» <ст. 15>

Предпринимательский кодекс <ст. 38> 

Заявление о государственной регистрации подписывается и подается в ГК "Правительство для граждан" учредителем или одним из учредителей либо уполномоченным учредителем лицом (при регистрации юридического лица с иностранным участием или участием государства). 

Регистрация может быть произведена на основании электронного заявления в порядке, определяемом Министерством юстиции РК.

Учредительные документы при регистрации не представляются, за исключением учредительных документов АО и гос. предприятий. АО прилагают нотариально удостоверенный устав на казахском и русском языках.

При осуществлении деятельности на основании типового устава, утвержденного Приказом МЮ РК, представление устава в процессе гос. регистрации не требуется.

Аналогично требованиям к СКП.

Предусмотрен уведомительный порядок государственной регистрации.

Регистрация осуществляется путем подачи электронного уведомления посредством веб-портала "электронного правительства".

Учредительные документы при регистрации не представляются.

За гос. регистрацию производится оплата в ГК "Правительство для граждан".

Освобождается от оплаты.

Освобождается от оплаты.

Статьей 11 Закона предусмотрен перечень оснований для отказа в гос. регистрации, в том числе: если юридическое лицо или его единственный учредитель (участник) является бездействующим юридическим лицом, если учредитель или руководитель признан недееспособным или ограниченно дееспособным, и ряд других.

Аналогично условиям для СКП.

Предусмотренные в статье 11 Закона основания отказа в гос. регистрации не распространяются (за исключением случаев реорганизации).

За гос. регистрацию прекращения деятельности юридического лица производится оплата в ГК "Правительство для граждан".

Оплата не предусмотрена.

Оплата не предусмотрена.
Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.

Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.

Для ИП, не имеющих неисполненных обязательств и отнесенных к категории субъектов с незначительной и средней степенями риска, устанавливается упрощенный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.

Учредительный договор ТОО и устав АО подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

Требования об обязательном нотариальном удостоверении учредительных документов ТОО не предусмотрены.

Устав АО подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Аналогично требованиям к ССП

 

Минимальный размер уставного капитала ТОО - субъекта малого, среднего и крупного предпринимательства

Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» <ст. 23>

Первоначальный размер уставного капитала не может быть менее суммы, эквивалентной 100 МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете на дату представления документов для государственной регистрации, за исключением:

  • микрофинансовых организаций, размер минимального уставного капитала которых определяется законодательством о микрофинансовой деятельности;
  • платежных организаций, размер минимального уставного капитала которых определяется законодательством о платежах и платежных системах.
Аналогично требованиям к СКП. Размер минимального уставного капитала ТОО определяется нулевым уровнем. 

 

Основные отличия в налогообложении субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

  Налоговый кодекс 

Общеустановленный режим налогообложения.

На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный режим налогообложения.

На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять специальный налоговый режим розничного налога, специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции.

На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять специальные налоговые режимы:

  • для малого бизнеса (на основе патента, на основе упрощенной декларации, с использованием фиксированного вычета, с использованием специального мобильного приложения);
  • розничного налога;
  • для производителей сельскохозяйственной продукции.

Подробнее

 

Основные отличия в регулировании трудовых отношений субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

   Трудовой кодекс <ст. 30, 159, 202> 

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса, трудовой договор, заключенный на определенный срок, может продлеваться не более двух раз. При продолжении трудовых отношений трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Аналогично СКП. Допускается заключение трудовых договоров с работниками на определенный срок без ограничения, предусмотренного подпунктом 2) пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса.

В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда работодатели, осуществляющие производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников создают службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю (директору) или лицу, им уполномоченному.

Работодатель с численностью работников до 50 человек вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики деятельности либо обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда возлагает на другого специалиста.

Аналогично СКП. Организация безопасности и охраны труда может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями за исключением споров, возникающих между работодателем и единоличным исполнительным органом, руководителем исполнительного органа, а также другими членами коллегиального исполнительного органа организации, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами.

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

Аналогично СКП. Аналогично СКП, за исключением субъектов микропредпринимательства, для которых наличие согласительной комиссии не требуется.

 

Государственный контроль, государственное участие, государственная поддержка - основные отличия в зависимости от категории субъекта предпринимательства

Предпринимательский кодекс <глава 13, ст. 93, 192, 232-234

Подлежит государственному контролю и надзору в порядке, определенном статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса. Равнозначно условиям для СКП.

Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, осуществляемых на основе критериев оценки степени риска, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юр. лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юр. лиц). <п. 8 ст. 140> 

Ограничения для создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, а также участия государства в них, не предусматриваются. Равнозначно условиям для СКП.

Запрещаются создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, а также участие государства в них.

Предусматривается предоставление мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Предпринимательского кодекса РК, в зависимости от видов деятельности:

  • поддержка агропромышленного комплекса и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности;
  • стимулирование промышленности;
  • поддержка инвестиционной деятельности.

Передача объектов гос. собственности в доверительное управление и аренду допускается в общеустановленном порядке, без льгот и на возмездной основе.

Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с главой 22 Предпринимательского кодекса РК, включая имущественную поддержку, предусматривающую:

  • возможность передачи в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности для организации производственной деятельности и сферы услуг, за исключением торгово-посреднической деятельности;
  • возможность передачи безвозмездно в собственность объектов государственной собственности и занимаемых ими земельных участков, переданных в аренду или доверительное управление для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора, в случае выполнения предусмотренных им условий (за исключением лиц, осуществляющих торгово-посредническую деятельность).
Порядок предоставления объектов в аренду и доверительное управление с последующей безвозмездной передачей в собственность регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1140
Равнозначно условиям для ССП.

 

Основные отличия в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" <ст. 2>

Обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, за исключением следующих организаций, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление фин. отчетности в соответствии с международными стандартами:

  • организации публичного интереса;
  • финансовые организации;
  • специальные финансовые компании и исламские специальные финансовые компании;
  • филиалы банков, страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров – нерезидентов РК.

По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

 

Осуществляет составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, за исключением организаций, осуществляющих ведение бух. учета и составление фин. отчетности в соответствии с международными стандартами. (указаны во втором столбце)

По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять фин. отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса.

ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление фин. отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

  • применяют специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса;
  • не состоят на регистрационном учете по НДС;
  • не являются субъектами естественных монополий.

При несоответствии одному из указанных выше условий, ИП обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление фин. отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

ИП, соответствующий перечисленным выше условиям, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и фин. отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.

При этом, обязанность ведения налогового учета сохраняется (статья 682 Налогового Кодекса РК).


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Полезные статьи

Смотреть также:
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал