Значение статуса субъекта предпринимательства (малый, средний, крупный бизнес)

- Сравнительная таблица: отличия правового регулирования субъектов бизнеса
- Отличия в условиях государственной регистрации и ликвидации юридических лиц, требованиях к учредительным документам в зависимости от категории субъекта предпринимательства
- Минимальный размер уставного капитала ТОО - субъекта малого, среднего и крупного предпринимательства
- Основные отличия в налогообложении субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства
- Основные отличия в регулировании трудовых отношений субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства
- Государственный контроль, государственное участие, государственная поддержка - основные отличия в зависимости от категории субъекта предпринимательства
- Основные отличия в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства
Все субъекты предпринимательства делятся на три основные категории: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Микропредпринимательство является подвидом малого.
В данной статье рассмотрим некоторые вопросы нормативного регулирования субъектов бизнеса в зависимости от категории: на что влияет статус субъекта, какие он дает льготы, преимущества и ограничения.
Сравнительная таблица: отличия правового регулирования субъектов бизнеса
Крупное предпринимательство (СКП) |
Среднее предпринимательство (ССП) |
Малое предпринимательство (СМП) |
Отличия в условиях государственной регистрации и ликвидации юридических лиц, требованиях к учредительным документам в зависимости от категории субъекта предпринимательстваЗакон "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" <ст. 6, 6-1, 11, 16> Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» <ст. 15> Предпринимательский кодекс <ст. 38> |
||
Заявление о государственной регистрации подписывается и подается в ГК "Правительство для граждан" учредителем или одним из учредителей либо уполномоченным учредителем лицом (при регистрации юридического лица с иностранным участием или участием государства). Регистрация может быть произведена на основании электронного заявления в порядке, определяемом Министерством юстиции РК. Учредительные документы при регистрации не представляются, за исключением учредительных документов АО и гос. предприятий. АО прилагают нотариально удостоверенный устав на казахском и русском языках. При осуществлении деятельности на основании типового устава, утвержденного Приказом МЮ РК, представление устава в процессе гос. регистрации не требуется. |
Аналогично требованиям к СКП. |
Предусмотрен уведомительный порядок государственной регистрации. Регистрация осуществляется путем подачи электронного уведомления посредством веб-портала "электронного правительства". Учредительные документы при регистрации не представляются. |
За гос. регистрацию производится оплата в ГК "Правительство для граждан". |
Освобождается от оплаты. |
Освобождается от оплаты. |
Статьей 11 Закона предусмотрен перечень оснований для отказа в гос. регистрации, в том числе: если юридическое лицо или его единственный учредитель (участник) является бездействующим юридическим лицом, если учредитель или руководитель признан недееспособным или ограниченно дееспособным, и ряд других. |
Аналогично условиям для СКП. |
Предусмотренные в статье 11 Закона основания отказа в гос. регистрации не распространяются (за исключением случаев реорганизации). |
За гос. регистрацию прекращения деятельности юридического лица производится оплата в ГК "Правительство для граждан". |
Оплата не предусмотрена. |
Оплата не предусмотрена. |
Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. |
Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. |
Для ИП, не имеющих неисполненных обязательств и отнесенных к категории субъектов с незначительной и средней степенями риска, устанавливается упрощенный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. |
Учредительный договор ТОО и устав АО подлежат обязательному нотариальному удостоверению. |
Требования об обязательном нотариальном удостоверении учредительных документов ТОО не предусмотрены. Устав АО подлежит обязательному нотариальному удостоверению. |
Аналогично требованиям к ССП |
Минимальный размер уставного капитала ТОО - субъекта малого, среднего и крупного предпринимательстваЗакон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» <ст. 23> |
||
Первоначальный размер уставного капитала не может быть менее суммы, эквивалентной 100 МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете на дату представления документов для государственной регистрации, за исключением:
|
Аналогично требованиям к СКП. | Размер минимального уставного капитала ТОО определяется нулевым уровнем. |
Основные отличия в налогообложении субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства |
||
Общеустановленный режим налогообложения. На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции. |
Общеустановленный режим налогообложения. На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять специальный налоговый режим розничного налога, специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции. |
На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять специальные налоговые режимы:
|
Основные отличия в регулировании трудовых отношений субъектов малого, среднего и крупного предпринимательстваТрудовой кодекс <ст. 30, 159, 202> |
||
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса, трудовой договор, заключенный на определенный срок, может продлеваться не более двух раз. При продолжении трудовых отношений трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. |
Аналогично СКП. | Допускается заключение трудовых договоров с работниками на определенный срок без ограничения, предусмотренного подпунктом 2) пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса. |
В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда работодатели, осуществляющие производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников создают службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю (директору) или лицу, им уполномоченному. Работодатель с численностью работников до 50 человек вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики деятельности либо обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда возлагает на другого специалиста. |
Аналогично СКП. | Организация безопасности и охраны труда может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами. |
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями за исключением споров, возникающих между работодателем и единоличным исполнительным органом, руководителем исполнительного органа, а также другими членами коллегиального исполнительного органа организации, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами. Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. |
Аналогично СКП. | Аналогично СКП, за исключением субъектов микропредпринимательства, для которых наличие согласительной комиссии не требуется. |
Государственный контроль, государственное участие, государственная поддержка - основные отличия в зависимости от категории субъекта предпринимательстваПредпринимательский кодекс <глава 13, ст. 93, 192, 232-234> |
||
Подлежит государственному контролю и надзору в порядке, определенном статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса. | Равнозначно условиям для СКП. |
Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, осуществляемых на основе критериев оценки степени риска, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юр. лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юр. лиц). <п. 8 ст. 140> |
Ограничения для создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, а также участия государства в них, не предусматриваются. | Равнозначно условиям для СКП. |
Запрещаются создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, а также участие государства в них. |
Предусматривается предоставление мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Предпринимательского кодекса РК, в зависимости от видов деятельности:
Передача объектов гос. собственности в доверительное управление и аренду допускается в общеустановленном порядке, без льгот и на возмездной основе. |
Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с главой 22 Предпринимательского кодекса РК, включая имущественную поддержку, предусматривающую:
|
Равнозначно условиям для ССП. |
Основные отличия в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъектов малого, среднего и крупного предпринимательстваЗакон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" <ст. 2> |
||
Обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. |
Составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, за исключением следующих организаций, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление фин. отчетности в соответствии с международными стандартами:
По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
|
Осуществляет составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, за исключением организаций, осуществляющих ведение бух. учета и составление фин. отчетности в соответствии с международными стандартами. (указаны во втором столбце) По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять фин. отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса. ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление фин. отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:
При несоответствии одному из указанных выше условий, ИП обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление фин. отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие. ИП, соответствующий перечисленным выше условиям, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и фин. отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение. При этом, обязанность ведения налогового учета сохраняется (статья 682 Налогового Кодекса РК). |
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос
-
Статус организации - субъекты малого бизнеса, субъекты среднего и крупного предпринимательстваДата публикации: 31.10.2020.
Последнее обновление: 21.06.2023.Цена: Бесплатно -
Как создать общественное объединение?Дата публикации: 3.11.2020.
Последнее обновление: 28.01.2023.Цена: Бесплатно -
Банкротство юридических лиц в КазахстанеДата публикации: 14.10.2020.
Последнее обновление: 28.01.2023.Цена: Бесплатно -
В чем отличие типового устава от индивидуального?Дата публикации: 18.12.2020.
Последнее обновление: 8.12.2022.Цена: Бесплатно -
Создание и регистрация филиала товарищества с ограниченной ответственностьюДата публикации: 15.09.2020.
Последнее обновление: 12.12.2022.Цена: Бесплатно