Юридический онлайн-сервис
+7 (747) 101 00 95
Главная Контакты
Регистрация Вход

Организации публичного интереса по законодательству Республики Казахстан


Последнее обновление: 10.09.2022
Дата публикации: 27.03.2022
854


Какие организации относятся к организациям публичного интереса?

В соответствии с Законом РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (далее - Закон) организации публичного интереса - это:

  • финансовые организации (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка РК на обменные операции с наличной иностранной валютой);
  • акционерные общества (за исключением некоммерческих);
  • организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые);
  • хлебоприемные предприятия;
  • государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • субъекты государственной монополии, специального права;
  • организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, и дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законами Республики Казахстан.

Исходя из вышеуказанного перечня можно предположить, что ОПИ - это организации, представляющие особый интерес для государства и общества, выделенные в отдельную группу для целей правового регулирования их деятельности, как например субъекты квазигосударственного сектора. Такой интерес связан с тем, что ОПИ осуществляют деятельность в отраслях, имеющих высокую значимость для государства, и составляют основу экономики страны.

Например, финансовые организации, такие как банки, страховые организации, участники рынка ЦБ, имеют непосредственное влияние на развитие финансовой системы страны.

Если рассматривать АО, то в большинстве своем они являются субъектами крупного бизнеса. Для информации, минимальный размер уставного капитала АО составляет 50 000 МРП (159 000 000 тенге). Более того, в отличие от ТОО, имеющего как правило ограниченный состав участников, АО могут иметь большое количество акционеров. В этом смысле "публичность" общества является одним из инструментов защиты прав акционеров.

Если рассматривать крупных недропользователей, таких как предприятия газовой отрасли, нефтеперерабатывающие, горнодобывающие компании, то в современных условиях, когда доминирует добывающая отрасль экономики, это один из основных источников пополнения государственной казны.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и статьей 11 Кодекса РК "О недрах и недропользовании", недра находятся в государственной собственности и могут предоставляться исключительно в пользование на условиях платности (возмездности). Плата за пользование недрами осуществляется посредством уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статьей 720 Налогового кодекса РК предусмотрены следующие специальные платежи и налоги недропользователей:

  • подписной бонус;
  • платеж по возмещению исторических затрат;
  • альтернативный налог на недропользование;
  • роялти;
  • доля Республики Казахстан по разделу продукции;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог на сверхприбыль.

Финансовая отчетность организаций публичного интереса, депозитарий

Основной спецификой ОПИ является публичность финансовой отчетности.

На основании пункта 7 статьи 19 Закона Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1228 создан депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, определенном уполномоченным органом.

Депозитарий - это электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом.

Правила сдачи финансовой отчетности организациями публичного интереса в депозитарий утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 января 2022 года № 94.

В настоящее время функционирует интернет-портал депозитария для обеспечения доступа заинтересованных лиц к электронной базе данных. В этой базе каждый желающий может просмотреть корпоративные события и списки аффилированных лиц АО, а также годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты ОПИ. 

Тем самым на официальном уровне обеспечивается доступность и прозрачность финансовой отчетности ОПИ в целях правовой защиты публичных интересов общества. Кроме того, размещение в открытом доступе основных финансовых показателей ОПИ способствует росту их инвестиционной привлекательности.

Отличия правового регулирования организаций публичного интереса

Помимо обязанности публиковать финансовую отчетность, Законом предусматриваются следующие отличия правового регулирования:

  • ОПИ обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. <п. 4 ст. 2 Закона>
  • На должность главного бухгалтера ОПИ назначается профессиональный бухгалтер (физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации). <пп. 8) ст. 1, ст. 9 Закона>
  • Финансовая отчетность ОПИ подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером. <ст. 15 Закона>
  • ОПИ в отличие от других организаций не вправе передавать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру. <п. 2 ст. 8 Закона>

Административная ответственность организаций публичного интереса

Статьей 239 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", предусматривается административная ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности юридическим лицом.

Среди прочих предусмотрены нарушения ОПИ, совершенные в виде:

  • представления заведомо недостоверной финансовой отчетности, отказа от представления финансовой отчетности, представления с нарушением установленного срока либо непредставления ее без уважительной причины учредителям (участникам) организаций в соответствии с учредительными документами, уполномоченному органу в области государственной статистики по месту регистрации, органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией, в депозитарий финансовой отчетности;
  • подписания финансовой отчетности главным бухгалтером организации публичного интереса, не являющимся профессиональным бухгалтером.

За указанные нарушения предусматривается штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 100, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 200, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 500 МРП.

Повторное нарушение в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 200, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 400, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1000 МРП.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Полезные статьи

Смотреть также:
Счетовод.kz баннер
Часто задаваемые вопросы в категории "Финансы"

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал