Организации публичного интереса по законодательству Республики Казахстан
Какие организации относятся к организациям публичного интереса?
В соответствии с Законом РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (далее - Закон) организации публичного интереса - это:
- финансовые организации (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка РК на обменные операции с наличной иностранной валютой);
- акционерные общества (за исключением некоммерческих);
- организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые);
- хлебоприемные предприятия;
- государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
- субъекты государственной монополии, специального права;
- организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, и дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законами Республики Казахстан.
Исходя из вышеуказанного перечня можно предположить, что ОПИ - это организации, представляющие особый интерес для государства и общества, выделенные в отдельную группу для целей правового регулирования их деятельности, как например субъекты квазигосударственного сектора. Такой интерес связан с тем, что ОПИ осуществляют деятельность в отраслях, имеющих высокую значимость для государства, и составляют основу экономики страны.
Например, финансовые организации, такие как банки, страховые организации, участники рынка ЦБ, имеют непосредственное влияние на развитие финансовой системы страны.
Если рассматривать АО, то в большинстве своем они являются субъектами крупного бизнеса. Для информации, минимальный размер уставного капитала АО составляет 50 000 МРП (159 000 000 тенге). Более того, в отличие от ТОО, имеющего как правило ограниченный состав участников, АО могут иметь большое количество акционеров. В этом смысле "публичность" общества является одним из инструментов защиты прав акционеров.
Если рассматривать крупных недропользователей, таких как предприятия газовой отрасли, нефтеперерабатывающие, горнодобывающие компании, то в современных условиях, когда доминирует добывающая отрасль экономики, это один из основных источников пополнения государственной казны.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и статьей 11 Кодекса РК "О недрах и недропользовании", недра находятся в государственной собственности и могут предоставляться исключительно в пользование на условиях платности (возмездности). Плата за пользование недрами осуществляется посредством уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Статьей 720 Налогового кодекса РК предусмотрены следующие специальные платежи и налоги недропользователей:
- подписной бонус;
- платеж по возмещению исторических затрат;
- альтернативный налог на недропользование;
- роялти;
- доля Республики Казахстан по разделу продукции;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на сверхприбыль.
Финансовая отчетность организаций публичного интереса, депозитарий
Основной спецификой ОПИ является публичность финансовой отчетности.
На основании пункта 7 статьи 19 Закона Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1228 создан депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, определенном уполномоченным органом.
Депозитарий - это электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом.
Правила сдачи финансовой отчетности организациями публичного интереса в депозитарий утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 января 2022 года № 94.
В настоящее время функционирует интернет-портал депозитария для обеспечения доступа заинтересованных лиц к электронной базе данных. В этой базе каждый желающий может просмотреть корпоративные события и списки аффилированных лиц АО, а также годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты ОПИ.
Тем самым на официальном уровне обеспечивается доступность и прозрачность финансовой отчетности ОПИ в целях правовой защиты публичных интересов общества. Кроме того, размещение в открытом доступе основных финансовых показателей ОПИ способствует росту их инвестиционной привлекательности.
Отличия правового регулирования организаций публичного интереса
Помимо обязанности публиковать финансовую отчетность, Законом предусматриваются следующие отличия правового регулирования:
- ОПИ обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. <п. 4 ст. 2 Закона>
- На должность главного бухгалтера ОПИ назначается профессиональный бухгалтер (физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации). <пп. 8) ст. 1, ст. 9 Закона>
- Финансовая отчетность ОПИ подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером. <ст. 15 Закона>
- ОПИ в отличие от других организаций не вправе передавать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру. <п. 2 ст. 8 Закона>
Административная ответственность организаций публичного интереса
Статьей 239 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", предусматривается административная ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности юридическим лицом.
Среди прочих предусмотрены нарушения ОПИ, совершенные в виде:
- представления заведомо недостоверной финансовой отчетности, отказа от представления финансовой отчетности, представления с нарушением установленного срока либо непредставления ее без уважительной причины учредителям (участникам) организаций в соответствии с учредительными документами, уполномоченному органу в области государственной статистики по месту регистрации, органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией, в депозитарий финансовой отчетности;
- подписания финансовой отчетности главным бухгалтером организации публичного интереса, не являющимся профессиональным бухгалтером.
За указанные нарушения предусматривается штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 100, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 200, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 500 МРП.
Повторное нарушение в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 200, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 400, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1000 МРП.
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос-
Что означает трехкомпонентная интегрированная система (ТИС)Что означает трехкомпонентная интегрированная система (ТИС) и кто ее обязан применять?Трехкомпонентная интегрированная система (ТИС) – это интегрированная система, состоящая из контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных, системы (устройства) для приема безналичных платежей, а также оборудования (устройства), осна...
-
Налоги за работников, имеющих инвалидностьКакие налоги и отчисления удерживаются из заработной платы работника-инвалида второй группы, если инвалидность установлена бессрочно?Обязательные пенсионные выплаты (ОПВ) Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 24 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», физические лица, имеющие инвалидность I и II групп, которым установлена инвалидность бессрочно, освобождены...
-
Налог на транспорт для родителя ребенка-инвалидаДобрый день! Должны ли родители ребенка-инвалида оплачивать налог на транспорт?Исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты налога на транспорт определен в п.3 ст.490 Налогового кодекса РК. Согласно данной статье, освобождены от уплаты на транспортные средства инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям (...
-
Налог с продажи недвижимости в РКЗдравствуйте. Моя мама в 2019 продала дом владея им менее года. Как выяснилось ей нужно было подать ф.240, но этого сделано не было. Спустя почти 3 года пришло письмо из налоговой что она должна оплатить сумму налога 10% (при этом не от прибыли, а от стоимости всего дома). Она заполнила эту форму оплатила налог, который ей начислили, а после оплаты налога была начислена еще и пеня. Вопрос: правомерны ли действия налоговых органов по сумме начисления налога и выставлению пени за просроченный период?Здравствуйте! В отношении налога на доход от продажи недвижимости: Доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом недвижимого имущества, признается имущественн6ым доходом, подлежащим налогообложению физическим лицом самостоятельно. <ст.33...
-
Правовое регулирование финансовой отчетности в Республике КазахстанПоследнее обновление: 27.09.2022.
Дата публикации: 26.03.2022. -
Виды государственной собственности в Республике КазахстанПоследнее обновление: 11.02.2024.
Дата публикации: 19.02.2022. -
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность индивидуального предпринимателяПоследнее обновление: 8.10.2022.
Дата публикации: 14.02.2022. -
Инвестирование в КазахстанеПоследнее обновление: 20.10.2021.
Дата публикации: 15.10.2021. -
Доходы должника, на которые банки не вправе обращать взыскание в безакцептном порядкеПоследнее обновление: 20.10.2021.
Дата публикации: 11.09.2021.