Юридический онлайн-сервис
+7 (747) 101 00 95
Главная Контакты
Регистрация Вход

Субъекты квазигосударственного сектора - понятие, нормативное регулирование


Дата публикации: 4.02.2022
Последнее обновление: 30.07.2022
2088
Цена: Бесплатно

Изображение к статье


Понятие квазигосударственного сектора

Субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан." <пп.31) п. 1 ст. 3 Бюджетного кодекса>

Другими словами это совокупность субъектов частного и государственного предпринимательства, в той или иной степени контролируемых государством.

Сегодня в Казахстане сохраняются значительная доля участия государства в экономике и большое количество субъектов квазигосударственного сектора, насчитывающее около 6,5 тысяч организаций. Соответственно этот сектор имеет важное государственное и экономическое значение.

Квазигосударственный сектор представлен как крупными национальными компаниями, имеющими развитую сеть дочерних компаний, как например АО "Национальная компания "КазМунайГаз", АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", АО "Самрук-Энерго", АО "Казпочта", так и менее крупными субъектами рынка в разных отраслях экономики.

Например, большинство крупных многопрофильных клиник имеют статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, ряд крупнейших ВУЗов страны являются акционерными обществами со 100% участием государства.

Нормативное регулирование квазигосударственного сектора

На субъектов квазигосударственного сектора распространяются нормы законодательства в равной степени, как и на других субъектов рынка, с некоторыми исключениями или особенностями.

Статья 81-1 Предпринимательского кодекса предусматривает условия формирования регуляторных инструментов и (или) требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства.

Одним из условий является равенство регулирования предпринимательской деятельности, под которым понимается недопущение установления более выгодных правовых условий для отдельных субъектов рынка, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора и естественных монополий, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Среди особых условий нормативного регулирования можно выделить следующие:

1) Процесс закупок товаров, работ, услуг.

По общему правилу, предприниматели свободны в осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления их деятельности.

В квазигосударственном секторе процесс закупок регулируется государством.

Так, государственные предприятия, юридические лица, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица являются субъектами системы государственных закупок. <пп. 19), 27) ст. 2 Закона "О государственных закупках">

Исключение составляют:

  • национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица;
  • Национальный Банк Республики Казахстан (НБ РК), его ведомства, организации, входящие в структуру НБ РК, и юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат НБ РК или находятся в его доверительном управлении, и аффилированные с ними юридические лица;
  • государственные предприятия как имущественные комплексы, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, переданные в доверительное управление физическим или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа.

Порядок приобретения товаров, работ, услуг национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, 50 и более % голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат указанным организациям, с 2022 года регулируется Законом "О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора".

2) Обязательные услуги.

В рамках защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности, обеспечения безопасности производства отдельных видов товаров, работ, услуг на законодательном уровне регулируется порядок оказания обязательных услуг.

Под обязательными услугами понимается деятельность (действия, процессы), осуществляемая субъектами естественных монополий и/ или квазигосударственного сектора, получение которых для физических и юридических лиц является обязательным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также подтверждает их право на осуществление ими своей деятельности или действий (операций), а неполучение таких услуг влечет административную или гражданско-правовую ответственность. <ст. 163-1 Предпринимательского кодекса>

Перечень обязательных услуг утвержден Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2018 года № 939.

Правила оказания обязательных услуг утверждены Приказом Министра национальной экономики РК от 16 января 2019 года № 6.

3) Государственный контроль.

Субъекты квазигосударственного сектора являются объектами государственного аудита и финансового контроля, проводимого Счетным комитетом и Ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы в соответствии со статьей 105-1 Бюджетного кодекса и Законом "О государственном аудите и финансовом контроле".

Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

Аудит проводится по разным направлениям, в том числе:

  • влияние деятельности субъектов на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
  • осуществление закупок товаров, работ, услуг;
  • управление активами;
  • налоговое администрирование;
  • выполнение условий договоров;
  • использование выделенных средств республиканского бюджета в соответствии с финансово-экономическим обоснованием. <ст. 12, 13 Закона>

Также законодательством предусматривается обязанность субъектов квазигосударственного сектора по ежегодному проведению аудита специального назначения. <ст. 18-3 Закона "Об аудиторской деятельности">

Правила проведения аудита специального назначения определяется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета по согласованию с уполномоченными органами по внутреннему государственному аудиту, по управлению государственным имуществом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию. (Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года № 21-НҚ)

В соответствии с указанными Правилами обязательное проведение аудита предусматривается при использовании бюджетных средств в виде:

1) бюджетных кредитов;

2) займов (государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства);

3) бюджетных инвестиций (формирование и (или) увеличение уставных капиталов юридических лиц, создание и (или) развитие активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов);

4) государственных концессионных обязательств;

5) связанных грантов;

6) государственного задания и государственного заказа за исключением казенных предприятий в области дошкольного воспитания и обучения, здравоохранения, а также организаций, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и организаций, реализующих оборонный заказ.

Аудит специального назначения проводится на основе договора, заключенного между аудируемым лицом (заказчиком) и аудиторской организацией.

Ограничение видов деятельности субъектов квазигосударственного сектора

По общему правилу, коммерческие организации могут осуществлять любые, не запрещенные законодательством или учредительными документами виды деятельности. <статья 35 Гражданского кодекса>

Это правило не распространяется на субъектов квазигосударственного сектора (в том числе гос. предприятия), более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, виды деятельности которых регулируются Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РК от 28 декабря 2015 года № 1095.

Правоспособность государственных предприятий регулируются также законодательством о государственном имуществе.

Концепция развития квазигосударственного сектора

Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 522 утверждена Концепция развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года.

В Концепции приводится анализ текущий ситуации (раздел 2), где отмечены ряд недостатков, влияющих на эффективность квазигосударственного сектора, в том числе зависимость от гос. бюджета, слабое корпоративное управление, отсутствие стратегической взаимоувязки деятельности юридических лиц с участием государства с общестрановыми целями, информационная закрытость.

Отмечено, что в открытом доступе отсутствуют данные о структурах компаний, результатах финансовой деятельности, выплачиваемых дивидендах и других аспектах деятельности юридических лиц с участием государства.

Разделом 5 Концепции предусмотрены задачи, необходимые для формирования новой модели государственного управления.

Одной из задач является - формирование эффективного, оптимального и транспарентного квазигосударственного сектора.

В рамках данной задачи предполагается продолжить работу по сокращению участия государства в экономике, в том числе путем совершенствования механизмов приватизации, а также пересмотра подходов к оптимизации перечня видов деятельности, разрешенных для компаний с гос. участием.

Одним из направлений данной работы предполагается регулярный анализ на предмет конкуренции организаций квазигосударственного сектора с рынком. Если предприятие работает в сфере, где действуют организации частного сектора, то должен ставиться вопрос о его ликвидации либо приватизации во избежание конкуренции.

В целях повышения конкурентоспособности планируется принять национальные стандарты корпоративного управления и открытости квазигосударственного сектора, направленные на решение следующих задач:

  • усиление ответственности совета директоров и его членов за исполнение стратегических задач, введение оценки эффективности работы совета директоров по итогам года;
  • поэтапное внедрение минимальных квалификационных требований к руководящим должностям и совету директоров;
  • выстраивание взаимоотношений квазигосударственного сектора с государственными органами по стандартам ОЭСР, не допускающим повседневного вмешательства в их деятельность и навязывание задач в разрез стратегии организации;
  • обеспечение наличия открытого, доступного и удобного для пользователей единого ресурса со всей необходимой информацией о квазигосударственном секторе.

Приватизация субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий, АО, ТОО с участием государства)

Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2020 года № 908 "О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы" утвержден комплексный план, предусматривающий приватизацию объектов государственной собственности и передачу в конкурентную среду отдельных объектов квазигосударственного сектора.

По данным официального информационного ресурса Премьер-Министра РК 1 февраля 2022 года на заседании Правительства внесены изменения в Постановление Правительства. Документ предусматривает утверждение критериев отбора государственных активов, которые подлежат приватизации.  Решения Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики в части приватизации подлежат публикации на веб-порталах реестра государственного имущества и субъектов квазигосударственного сектора. 

Приватизация объектов государственной собственности может осуществляться:

  • путем продажи на торгах;
  • путем прямой адресной продажи.

Нормативное регулирование процесса приватизации обеспечивается:

  • Законом "О государственном имуществе" <ст. 95 - 113, ст.70 - 75>
  • Постановлением Правительства РК от 9 августа 2011 года № 920 "Об утверждении Правил продажи объектов приватизации"
  • Постановлением Правительства РК от 24 октября 2000 года N 1587 "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации"
  • Приказом Министра национальной экономики РК от 16 января 2015 года № 17 "Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом"
  • Приказом Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 212 "Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)"


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Полезные статьи

Смотреть также:
Счетовод.kz баннер
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал