Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Профессиональная деятельность педагогов (преподавателей) в Республике Казахстан


Дата публикации: 20.03.2023
1833
Язык документа: RU


Педагог, преподаватель, учитель - это одна из самых уважаемых и почетных профессий в мире. 

Кроме того, эта профессия является достаточно востребованной на рынке труда, поскольку без учителей и учебных заведений в принципе невозможно существование современного государства. Человек начинает свой путь обучения с малых лет, получает профессию уже в молодом возрасте и нередко обучается (повышает квалификацию) на протяжении всей своей жизни.

Стоит отметить, что преподавание - это не только умение провести занятие и правильно подать материал. Это еще большая работа над подготовкой учебного материала, способного заинтересовать соответствующим предметом, обеспечить усвоение знаний обучающимися и "выживаемость" полученных знаний. 

Одной из неотъемлемых составляющих образовательного процесса является воспитательная работа, направленная на формирование важных для государства и личности ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, интернационализм, мораль и нравственность.

Статус педагога

Педагог - это лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими педагогическую деятельность, являются:

  • Закон "Об образовании" - распространяется на всех педагогических работников;
  • Закон "О статусе педагога" - распространяется на педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в организациях дошкольного, среднего (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей, а также в методических кабинетах.

В Республике Казахстан признается особый статус педагога, обеспечивающий условия для осуществления им профессиональной деятельности. Лицо обладает таким статусом в период осуществления профессиональной деятельности и нахождения в трудовых отношениях с соответствующей организацией. <ст. 50 Закона об образовании, ст. 4 Закона о статусе педагога>

Перечень должностей педагогов утвержден Приказом МОН РК от 15 апреля 2020 года № 145. К ним относятся учителя, руководители структурных подразделений, психологи, воспитатели, вожатые, методисты и другие специалисты.

Требования к квалификации и должностные обязанности педагога (преподавателя)

Требования к квалификации и должностные обязанности определяются должностными инструкциями и положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми учебным заведением с учетом его статуса, отраслевой принадлежности, структуры, штатной численности персонала и ряда других факторов.

Применительно к организациям дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального (послесреднего), специального, специализированного, дополнительного образования независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы действуют Типовые квалификационные характеристики, утвержденные Приказом МОН РК от 13 июля 2009 года № 338.

Типовые квалификационные характеристики служат основой при:

  • составлении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
  • подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;
  • проведении процедуры присвоения (подтверждения) квалификационной категории;
  • аттестации.

Согласно ст. 43-1 Закона об образовании, определение квалификационных характеристик должностей работников организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее - ВУЗы) относится к компетенции ВУЗов.

Квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава ВУЗа могут включать:

Требования к знанию и изучению нормативных документов и основ педагогической деятельности, включая:

  • Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан: "Об образовании", "О науке", "О борьбе с коррупцией", "О языках в Республике Казахстан" и другие нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность;
  • устав, коллективный договор, правила внутреннего распорядка ВУЗа;
  • документы системы менеджмента качества и другие организационно-распорядительные документы ВУЗа, регулирующие образовательный процесс;
  • государственные общеобязательные стандарты образования соответствующих уровней (ГОСО), методические и другие материалы органов государственного контроля и надзора;
  • технологию, содержание и принципы научно-образовательного процесса по преподаваемым дисциплинам;
  • основы методической, научно-методической, научно-исследовательской работы;
  • основные технологические процессы работы по специальности;
  • основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности.

Требования к квалификации:

  • высшее (или послевузовское) образование;
  • наличие ученой степени доктора наук, кандидата наук и доктора философии (PhD)/ по профилю;
  • наличие научно-педагогического стажа;
  • наличие учебных изданий и научных трудов, изданных в рецензируемых журналах;
  • наличие сертификата (свидетельства) о повышении квалификации;
  • наличие сертификата специалиста по профилю преподаваемых дисциплин (для преподавателей клинических кафедр);
  • наличие сертификата IELTS или TOEFL Paper (для ведения учебных занятий на английском языке).

Также могут устанавливаться требования к уровню владения языками (государственным, русским, иностранными) и информационными технологиями.

Должностные обязанности профессорско-преподавательского состава ВУЗа могут включать следующие функции: 

Учебно-методическая работа по преподаваемым дисциплинам:

  • разработка, согласование и утверждение в установленном порядке учебно-методической документации, включающей: рабочие учебные планы и программы, силлабусы, лекционный тезисный материал, презентации, методические разработки к занятиям, методические рекомендации по ведению практических занятий, наглядные пособия, методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся, контрольно-измерительные средства (тесты, экзаменационные билеты, ситуационные задачи) и другие учебные и методические материалы;
  • участие в разработке учебников, учебно-методических пособий, а также в подготовке их к изданию;
  • разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения.

Учебная работа по преподаваемым дисциплинам:

  • ведение учебных занятий (лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ и других) в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и программами;
  • руководство самостоятельной работой обучающихся, контроль ее надлежащего выполнения;
  • проведение тематических мероприятий, способствующих расширению кругозора обучающихся, развитию интереса к учебе и избранной специальности;
  • контроль учебной и трудовой дисциплины обучающихся;
  • контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной безопасности при проведении занятий.

Воспитательная работа:

  • привитие обучающимся моральной и психологической готовности к выполнению работы по специальности, воспитание у них гордости и ответственности за учебу в ВУЗе;
  • участие в разработке и реализации воспитательных программ, направленных на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся;
  • индивидуальная работа по всестороннему воспитанию обучащихся, формированию у них необходимых профессиональных и нравственных качеств;
  • стимулирование обучающихся к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях ВУЗа.

Научная деятельность:

  • участие в научно-исследовательской работе студентов/ магистрантов/ докторантов;
  • участие в мероприятиях по научно-информационному обмену;
  • участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках утвержденных научных проектов (программ);
  • разработка монографий, сборников научных работ и других материалов, содержащих результаты научной деятельности;
  • публикация научных статей в изданиях по перечню ВАК (рекомендованных ВАК) и других специализированных изданиях, в том числе зарубежных.

Права и обязанности педагога (преподавателя)

Права и обязанности преподавателей ВУЗов регулируются ст. 51 Закона об образовании.

Педагог имеет право на:

  • занятие педагогической деятельностью с обеспечением условий для профессиональной деятельности;
  • занятие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работой, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;
  • индивидуальную педагогическую деятельность;
  • свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения требований ГОСО;
  • участие в работе коллегиальных органов управления организации;
  • повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет продолжительностью не более 4-х месяцев;
  • моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий;
  • защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • отсрочку от призыва на воинскую службу;
  • творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа;
  • обжалование приказов и распоряжений администрации организации;
  • уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей.

Педагог обязан:

  • обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области своей профессиональной компетенции;
  • обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями ГОСО;
  • воспитывать обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру, развивать у них жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень;
  • соблюдать правила педагогической этики;
  • уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;
  • незамедлительно сообщать правоохранительным органам о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в организациях образования, а также о фактах, ставших ему известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций образования;
  • в течение одного рабочего дня с момента выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, информировать органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

Права и обязанности педагогов детских садов, школ, колледжей и других организаций, подпадающих под действие Закона о статусе педагога, определяются статьями 7 и 15 данного Закона.

За нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагога, он может быть привлечен к ответственности, установленной законами.

Педагогам ВУЗов запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции и законодательству Республики Казахстан. <ст. 51 Закона об образовании>

Также законодательством предусматриваются определенные ограничения и специальные требования, связанные с трудовой деятельностью педагогов. 

Например, согласно ст. 6 Закона о статусе педагога при осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:

  • привлечение его к видам работ, не связанных с выполнением своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами;
  • истребовать у него отчетность или информацию, не предусмотренную законодательством в области образования;
  • проводить проверки, не предусмотренные законами;
  • возлагать обязанности по приобретению товаров и услуг;
  • привлекать к проведению мероприятий негосударственных организаций (применимо в отношении государственных организаций среднего образования).

За нарушение указанных выше требований предусмотрена административная ответственность по ст. 409 КоАП в виде предупреждения, а за повторное нарушение в течение года после наложения административного взыскания, - в виде штрафа в размере от 20 до 120 МРП в зависимости от статуса субъекта предпринимательства.

Оплата труда педагогов (преподавателей)

Система оплаты труда в государственных организациях определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе:

  • Законом "О государственном имуществе" (ст. 138)
  • Законом "О статусе педагога" (ст. 8)
  • Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий"
  • Приказом МОН РК от 11 мая 2020 года № 191 "Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций"

Система оплаты труда в частных учебных заведениях определяется их уполномоченными органами.

Наиболее распространенной формой оплаты труда является повременная форма, предусматривающая оплату труда на основе ежемесячных должностных окладов.

При повременной форме заработная плата работнику начисляется согласно установленного ему размера должностного оклада (ставки) за фактически отработанное рабочее время, с учетом дополнительных выплат и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором и актами работодателя.

За часы сверх установленной учебной нагрузки, как правило, преподавателям дополнительно производится почасовая оплата труда.

В организациях частной формы собственности нередко вводится сдельная или комиссионная формы оплаты труда, основанные на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от критериев и на принципах оценки профессиональных качеств работников и их вклада в конечный результат.

Должностные оклады

Должностной оклад определяется как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Для исчисления месячной заработной платы педагогов перечисленных ниже государственных учебных заведений, статьей 8 Закона о статусе педагога установлена следующая нормативная учебная нагрузка в неделю:

Вид организации образования Количество часов в неделю
Организации среднего образования 16
  • Организации технического и профессионального, послесреднего, дополнительного  (для обучающихся и воспитанников) образования
  • Специализированные и специальные организации образования
18
  • Дошкольные, детские юношеские спортивные организации
  • Предшкольные группы дошкольного воспитания и обучения, предшкольные классы
24
  • Интернаты
  • Лагери отдыха
  • Общежития организаций технического и профессионального, послесреднего образования

(применяется только для воспитателей)

30
  • Специальные организации образования и организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(применяется только для воспитателей)

25

 

Должностные оклады профессорско-преподавательского состава и руководящих работников ВУЗов, имеющих особый статус, определяются с учетом повышающего коэффициента к установленным размерам должностных окладов:

  • в области здравоохранения, - 1,75
  • в области культуры и искусства, - 3,5
  • в других сферах, - 1,2
  • Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, - до 1,5 (конкретный размер устанавливается дифференцированно в зависимости от категории должностей и утверждается ректором Академии)
  • Национального университета обороны имени Первого Президента РК – Елбасы, - 1,5

Исключение составляют Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, повышающий коэффициент которых определяется законодательством.       

Особый статус присваивается Президентом Республики Казахстан за внесение выдающегося вклада в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, обеспечение стабильно высокого уровня высшего и (или) послевузовского образования.

Доплаты и надбавки

Доплаты и надбавки устанавливаются системой оплаты труда и иными актами работодателя. Отдельные виды выплат предусмотрены законодательными актами.

Так, статьей 52 Закона об образовании и статьей 8 Закона о статусе педагога, предусматривается доплата по основному месту работы в размере:

  • за степень доктора философии (PhD), доктора по профилю - 17-кратного МРП; **
  • за ученую степень кандидата наук - 17-кратного МРП, доктора наук - 34-кратного МРП; **
  • ведение внеурочных спортивных занятий – 100% от базового должностного оклада (не предусмотрено в отношении ВУЗов).

Доплата за ученую степень устанавливается педагогам государственных организаций, а также ВУЗов, более 50% голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, при наличии соответствующего диплома или удостоверения о признании документа об образовании.

В ВУЗах данный вид доплаты устанавливается педагогам, являющимся гражданами Казахстана. Доплата за ученую степень иностранцам и лицам без гражданства законом не предусмотрена, однако этот вид выплат может быть предусмотрен актами работодателя.

Педагогам государственных организаций среднего образования и методических кабинетов по основному месту работы устанавливается доплата за степень магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10-кратного МРП. **

Акиматы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного МРП. **

** В указанных выше случаях применяется МРП, действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Рабочее время педагогов (преподавателей)

Продолжительность рабочего времени устанавливается трудовым законодательством.

Годовая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава ВУЗов устанавливается в пределах годовой нормы рабочего времени и утверждается ректором на основании решения коллегиального органа управления (Ученого совета). <ст. 52 Закона об образовании>

Социальные гарантии и поощрение педагогов (преподавателей)

Социальные гарантии и поощрительные выплаты предусматриваются статьями 52, 53 Закона об образовании, статьями 9 и 12 Закона о статусе педагога.

В частности, педагоги имеют социальные гарантии на:

  • жилище, в том числе служебное и/ или общежитие, в соответствии с законодательством;
  • оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней;
  • пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении очередного трудового отпуска (не распространяется на частные ВУЗы).

Педагогам, работающим в сельской местности:

  • по решению местных представительных органов (маслихатов) устанавливаются повышенные не менее чем на 25% оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в городских условиях;
  • оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств в порядке и размерах, утвержденных маслихатами;
  • предоставляются корма, земельные участки для пастьбы скота и сенокошения по решению маслихатов и акиматов (предусмотрено для педагогов ВУЗов, имеющих скот в личной собственности);
  • предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством.

Педагогам детских садов, школ, колледжей и других организаций, подпадающих под действие Закона о статусе педагога, предоставляются дополнительные гарантии, например:

  • гарантируются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством; Педагогам, работающим в сельских населенных пунктах, предоставление земельных участков под ИЖС осуществляется в приоритетном порядке, предусмотренном законодательством.
  • по решению маслихатов предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья (распространяется на лиц, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты);
  • по решению акиматов могут устанавливаться компенсационные выплаты за наем (аренду) жилища и коммунальные услуги, полные или частичные выплаты для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку сотрудников (предоставление таких льгот является правом, а не обязанностью акимата);
  • в первоочередном порядке предоставляются акиматами места детям в дошкольных организациях по месту жительства.

Обладателю звания "Лучший преподаватель вуза" ежегодно за счет средств соответствующих бюджетов выплачивается государственный грант в размере 2000-кратного месячного расчетного показателя, направления расходования которого определяются Правительством

В отношении педагогов детских садов, школ, колледжей и других организаций, подпадающих под действие Закона о статусе педагога, предусматриваются следующие меры поощрительного характера:

  • обладателям почетного звания "Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы" предоставляется единовременная выплата в размере 1000-МРП, действующего на 1 января соответствующего финансового года;
  • лицу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований среди обучающихся и воспитанников по перечню, определяемому Министерством просвещения, выплачивается единовременное вознаграждение в размере 3-х должностных окладов (применяется к гос. организациям);
  • лицу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад по общеобразовательным предметам по перечню, определяемому Министерством просвещения, выплачивается единовременное вознаграждение за счет бюджетных средств в соответствии с Законом "Об образовании";
  • ежегодно за счет средств республиканского бюджета обладателю звания "Лучший педагог" выплачивается вознаграждение в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан.

Акиматы вправе устанавливать дополнительные меры поощрения посредством учреждения местных знаков отличия и почетных званий с выплатой единовременного вознаграждения или без таковой и иных форм стимулирования, в том числе к праздничным датам.

Особенности трудовых отношений с педагогами (преподавателями)

См. образцы трудовых договоров с преподавателями

Оформление трудовых отношений с педагогами ВУЗов имеет определенную специфику.

В соответствии со статьями 43-1, 45 Закона об образовании, замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников осуществляется на конкурсной основе. Разработка и утверждение правил проведения конкурса относится к компетенции ВУЗа.

Порядок назначения на должности и условия труда руководителей и профессорско-преподавательского состава военных, специальных учебных заведений определяются соответственно органами национальной безопасности РК, Министерством внутренних дел РК, Министерством по чрезвычайным ситуациям РК, органами прокуратуры РК и Министерством обороны РК.

Трудовым кодексом установлены ограничения, связанные с занятием педагогических должностей, а именно, не допускается трудоустройство в организации в сфере образования с участием несовершеннолетних работников, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании пп. 1) и 2) части первой ст. 35 УК РК) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми. При трудоустройстве соискатель представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения. <п. 2 ст. 26 и п. 2 ст. 32 ТК РК>

В соответствии со ст. 51 Закона об образовании, к профессиональной деятельности педагога ВУЗа не допускаются лица:

  • лишенные права осуществлять профессиональную деятельность педагога в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном законодательством;
  • имеющие медицинские противопоказания, а также с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ, состоящие на учете в организациях здравоохранения;
  • не имеющие документов о высшем или послевузовском образовании;
  • на основании иных ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом.

Нарушение перечисленных выше ограничений влечет штраф по ст. 409 КоАП в размере 25 МРП.

Практически аналогичные ограничения предусмотрены в отношении педагогов детских садов, школ, колледжей и других организаций, подпадающих под действие Закона о статусе педагога (ст. 11).

Деятельность преподавателей медицинских организаций образования

Условия труда преподавателей медицинских ВУЗов имеют определенную специфику, связанную с выполнением лечебной нагрузки на клинических базах.

Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года № 1053 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

В указанном Списке предусмотрен раздел 43 «Здравоохранение», включающий различные виды медицинских учреждений, как например:

  • инфекционные, грибковые и туберкулезные (противотуберкулезные) лечебно-профилактические учреждения, отделения, палаты, кабинеты;
  • физиотерапевтические кабинеты (отделения);
  • стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты.

Также имеется раздел «Общие профессии медицинских работников организаций здравоохранения, социального обеспечения и образования».

За работу во вредных условиях труда предусматриваются дополнительные гарантии и льготы, такие как доплата, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный трудовой отпуск. Подробную информацию можно посмотреть в этом материале.

В случае, если оплата труда производится в соответствии с Постановлением Правительства № 1193 от 31 декабря 2015 года, сотрудникам клинических кафедр могут предусматриваться ряд других доплат, связанных с медицинской деятельностью, например, доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки.

В соответствии с п. 7 ст. 221 Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения", организации образования в области здравоохранения определяют порядок аттестации научно-педагогических кадров и требования, предъявляемые к ним, обеспечивают регулярное повышение педагогической, исследовательской и профессиональной компетентности научно-педагогических кадров. Аттестация должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Научно-педагогические кадры медицинских ВУЗов со 100% участием государства имеют право на повышение квалификации за счет бюджетных средств.

Аттестация педагогов

Педагоги гос. организаций образования проходят аттестацию, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Порядок проведения аттестации определяется Приказом МОН РК от 27 января 2016 года № 83 и не распространяется на ВУЗы.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Образование"
  • Вправе ли банк списать средства в оплату задолженности перед другим банком?
    По моей зарплатной карте выставлен арест платежного требования (65 000 тенге). После поступления зарплаты банк списал всю сумму. Должен ли банк вернуть обратно 50% от этой суммы.
    Если мы правильно понимаем, другим банком, в котором у Вас есть неоплаченный займ, выставлено платежное требование банку, в котором у Вас оформлена карта для зачисления заработной платы. В этом случае банк руководствуется п.5, 6 ст.32 Закона РК «О п...
  • Непредоставление трудового отпуска в течение нескольких лет - сгорает ли неиспользованный отпуск?
    Здравствуйте. 9 лет отработал в ТОО. В отпуск за это время ни разу не уходил. Трудовой договор заключен не был, но пенсионные отчисления от компании были. Куда можно обратиться, чтоб получить компенсацию за неиспользованные отпуска.
    Относительно отпуска при отсутствии оформленного трудового договора В соответствии со статьей 33 Трудового кодекса Республики Казахстан, допуск к работе лица осуществляется только после заключения трудового договора. В случае отсутствия и/ или неоформлени...
  • Отпуск преподавателя организации дополнительного образования
    Я работаю в частном учебном центре в должности преподавателя с 2015 года. Ранее мне предоставлялся отпуск 42 дня. Сейчас кадровик предлагает подписать дополнительное соглашение об уменьшении отпуска до 30 дней, как всем остальным работникам (бухгалтер, кадровик и другие). Законно ли это?
    До января 2020 года продолжительность отпуска преподавателей организаций дополнительного образования регулировалась Законом РК "Об образовании", в котором было указано: Педагогические работники имеют социальные гарантии на: ........ 2) ежегодный оплачивае...
  • Нужна ли лицензия на ввоз в РК (для дальнейшей реализации) фреона R134a, R407с, R22, R410a, R404a, R507a, R32?
    Нужна ли лицензия на ввоз в РК (для дальнейшей реализации) фреона R134a, R407с, R22, R410a, R404a, R507a, R32?
    В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования», ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, осуществляются...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал