Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Виды и формы организаций образования в Казахстане


Дата публикации: 26.08.2022
4210


Организация образования - понятие

Организациями образования являются юридические лица, а также имеющие статус международных школ филиалы юридических лиц, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников независимо от формы собственности и организационной правовой формы, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, реализующие общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения.

В данной статье будет представлен краткий обзор законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы создания и функционирования организаций образования.

Типы и виды организаций образования

В соответствии со статьей 40 Закона РК "Об образовании", статус организации образования (тип, вид) определяется ее учредителями и отражается в ее уставе с учетом требований Закона, квалификационных требований при лицензировании образовательной деятельности, типовых правил деятельности организаций образования соответствующего типа, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

По виду собственности организации образования подразделяются на международные, государственные и частные.

Организации образования в зависимости от реализуемых образовательных программ могут быть следующих типов:

  • дошкольная организация - организация образования, реализующая общеобразовательные, специальные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, индивидуально развивающие программы;
  • организация среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего) - организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, специализированные общеобразовательные и специальные учебные программы;
  • организация технического и профессионального образования - организация образования, реализующая образовательные программы технического и профессионального образования;
  • организация послесреднего образования, - организация образования, реализующая образовательные программы послесреднего образования;
  • организация высшего и (или) послевузовского образования, - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;
  • специализированная организации образования;
  • специальная организации образования;
  • организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация дополнительного образования для детей;
  • организация дополнительного образования для взрослых.

Законом предусматриваются следующие основные виды организаций образования:

Организации высшего и (или) послевузовского образования:

  • Академия – осуществляет в определенной области научно-педагогическую деятельность и является научно-методическим центром.
  • Институт – осуществляет научно-педагогическую деятельность, а также подготовку кадров для профессиональной деятельности.
  • Университет – осуществляет по различным областям научно-педагогическую деятельность, подготовку кадров, фундаментальные и (или) прикладные научные исследования и является ведущим научно-методическим центром.
  • Исследовательский университет – реализует утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и использует результаты своей деятельности для интеграции образования и науки, генерации и трансферта новых знаний и технологий.
  • Национальная организация высшего и (или) послевузовского образования – организация высшего и (или) послевузовского образования, имеющая особый статус.
  • Национальный исследовательский университет – исследовательский университет, имеющий особый статус.

Организация технического и профессионального, послесреднего образования:

  • Колледж – реализует образовательные программы общего среднего, технического и профессионального образования.
  • Высший колледж – реализует интегрированные модульные образовательные программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования.
  • Училище – учебное заведение, реализующее образовательные программы основного среднего, общего среднего, технического и профессионального или послесреднего образования в области культуры.

Организации среднего образования:

  • Общеобразовательная школа – реализует программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, специальные учебные и индивидуально развивающие программы, а также образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников.
  • Профильная школа – реализует общеобразовательную учебную программу общего среднего образования.
  • Гимназия – реализует общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся.
  • Лицей – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное естественно-математическое образование обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями.
  • Опорная школа (ресурсный центр) – организация среднего образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ для проведения краткосрочных сессионных занятий, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в целях обеспечения доступа к качественному образованию учащихся малокомплектных школ.
  • Малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.

Организации дополнительного образования:

  • Институт повышения квалификации – реализует актуальные образовательные программы профессионального повышения квалификации кадров в системе непрерывного образования, осуществляет поддержку инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы.
  • Внешкольная организация дополнительного образования – учебно-воспитательная организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования детей, направленные на развитие детского и юношеского творчества, интересов в области спорта, культуры и искусства.

Интернатные организации – организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания.

Учебно-оздоровительная организация образования – юридическое лицо, осуществляющее функции по воспитанию, образованию, оздоровлению, отдыху детей и учащейся молодежи.

Духовные (религиозные) организации образования - учебные заведения, реализующие образовательные программы подготовки священнослужителей.

Международная школа – учебное заведение, реализующее самостоятельно разработанные интегрированные образовательные программы, прошедшее авторизацию в Организации Международного Бакалавриата или международную институциональную аккредитацию.

Военные, специальные учебные заведения – организации образования, подведомственные органам национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, органам прокуратуры Республики Казахстан и Министерству обороны Республики Казахстан.

Подробный перечень видов организаций образования приведен в Номенклатуре, утверждаемой уполномоченным органом в области образования (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 февраля 2013 года № 50).

Финансирование образования

В Казахстане предусматриваются разные источники финансирования образовательной деятельности.

В соответствии со статьей 61 Закона РК "Об образовании", источниками финансирования образования являются:

  • бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования;
  • бюджетное финансирование государственного образовательного заказа;
  • доходы от оказания платных услуг, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
  • кредиты финансовых организаций;
  • бюджетное финансирование стипендиальных программ;
  • благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования, гранты, вклады учредителей (участников) организаций образования, средства инвестиционных доходов эндаумент-фондов организаций высшего и (или) послевузовского образования.

Источниками финансирования государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием являются средства республиканского и местных бюджетов.

Язык обучения в организациях образования

В соответствии со статьей 9 Закона РК "Об образовании", все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.

Право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием при наличии возможности соответствующих организаций образования, классов, групп, а также условий их функционирования. Создание соответствующих организаций образования, классов, групп с государственным языком обучения является приоритетным направлением. 

Государственный и русский языки являются обязательными предметами, включаемыми в перечень предметов при проведении итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования.

Право на осуществление образовательной деятельности, лицензирование

Создание юридического лица в форме организации образования еще не означает наделение правом на оказание образовательных услуг.

В соответствии со ст. 40 Закона РК "Об образовании", право на занятие образовательной деятельностью возникает у организаций образования:

1) для подвидов образовательной деятельности, требующих лицензирования, - с момента получения лицензии и (или) приложения к лицензии, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, и прекращается с момента вступления в законную силу решения суда о лишении лицензии и (или) приложения к лицензии или признании их недействительными либо решения уполномоченного органа в области образования о лишении лицензии и (или) приложения к лицензии в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом РК "О разрешениях и уведомлениях". Это:

  • Предоставление начального, основного среднего, общего среднего образования.
  • Предоставление технического и профессионального, послесреднего образования по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей.
  • Предоставление высшего, послевузовского образования по направлениям подготовки кадров и формам обучения.
  • Предоставление послевузовского образования по направлениям подготовки кадров и формам обучения.
  • Предоставление духовного образования.

В случае неполучения лицензии на занятие образовательной деятельностью в течение 6-ти месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица организация образования ликвидируется в судебном порядке. Течение данного срока приостанавливается на срок рассмотрения уполномоченным органом в области образования материалов организации образования о получении лицензии на занятие образовательной деятельностью.

Для получения лицензии организация образования должна соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 391 "Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им". Для каждого вида образовательных программ предусмотрены самостоятельные квалификационные требования, поэтому прежде чем принимать решение о создании организации образования необходимо внимательно с ними ознакомиться.

Если коротко, основные требования заключаются в следующем:

  • соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам и государственным общеобязательным стандартам образования;
  • наличие педагогов (преподавателей), имеющих соответствующее образование, а для отдельных видов образовательных программ ученую степень и/или ученое звание;
  • наличие библиотечного фонда;
  • наличие медицинского обслуживания обучающихся;
  • наличие объекта питания для обучающихся (создание условий для питания);
  • оснащенность компьютерными кабинетами (классами);
  • наличие необходимых материальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг, собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, или доверительного управления для организаций образования с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %, в том числе зданий (учебных корпусов, учебных помещений), соответствующих санитарным правилам, требованиям пожарной безопасности.  

В отношении требования о наличии учебных площадей требования могут отличаться для разных видов образовательных программ. Для частных организация практически всегда предусмотрено требование о наличии собственных зданий. Исключение оставляют организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального и среднего образования, для которых допускается долгосрочная аренда материальных активов со сроком действия не менее 10 лет.

2) для подвидов образовательной деятельности, не требующих лицензирования, - с момента государственной регистрации юридических лиц;

3) для подвидов образовательной деятельности, для которых предусмотрен уведомительный порядок, - с момента подачи уведомления и прекращается с момента исключения организации образования из реестра уведомлений в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Перечень видов деятельности, для которых предусмотрен уведомительный порядок, также определен Законом РК "О разрешениях и уведомлениях". В данной отрасли предусмотрено уведомление о начале или прекращении деятельности в сфере дошкольного воспитания и обучения.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Образование"
  • Срок исковой давности по займам и кредитам
    Здравствуйте. В 2011 году я взял в банке кредит и не выплатил его. Банка уже не существует, но мне пришло уведомление от коллекторов о взыскании долга в судебном порядке. На сколько я знаю, срок исковой давности 3 года, значит коллекторы не могут подать в суд спустя 12 лет. Или я ошибаюсь?
    В соответствии со ст. 37 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров банковских займов составляет 5 лет. Однако, данная поправка была внесена в 2017 году. Д...
  • Доля в недвижимости: права и обязанности собственников
    Я гражданка РК, но много лет проживаю за границей. Более 10 лет назад по наследству от отца мне досталась 1/5 доли в квартире. Остальные доли принадлежат сестре и ее детям. Они там тоже не проживают, насколько мне известно, после смерти отца квартира все время сдавалась в аренду. Вопросы: Могу ли я распорядиться долей в квартире, например продать ее, если не проживаю в Казахстане и какие могут быть риски? Могут ли меня лишить 1/5 доли в квартире, если я там не проживала и не оплачивала коммунальные платежи? Вправе ли сестра сдавать квартиру в аренду без моего согласия, могу я запретить ей сдавать квартиру или потребовать часть денег от сдачи?
    Относительно права собственности на жилье для казахстанцев, не проживающих на территории РК В соответствии со статьей 9 Закона РК «О правовом положении иностранцев», иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в жилищных отношени...
  • Последовательность наложения дисциплинарного взыскания по законодательству Республики Казахстан
    Ситуация: Уволенный работник подал иск в суд о восстановлении на работе. В исковом заявлении указывает, что не согласен с приказом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания, ссылаясь на то, что не соблюдена последовательность применения дисциплинарного взыскания. По его мнению работодатель сначала должен применить замечание, затем выговор и строгий выговор и только затем вправе уволить. Прав ли работник?
    В соответствии со статьей 64 Трудового кодекса Республики Казахстан, за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправ...
  • Работник два месяца на больничном - что делать работодателю?
    Работник более двух месяцев не работает, говорит что находится на больничном. Что в этом случае можно сделать? Можно ли его уволить?
    Пунктом 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по своей инициативе.  Одним из оснований расторжения является - неявка работник...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал