Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Государственное предприятие - виды, формы, специфика деятельности


Дата публикации: 18.02.2022
13603



Государственное предприятие

По своему статусу государственное предприятие является одной из форм государственных юридических лиц и субъектом квазигосударственного сектора.

Правовое положение ГП регулируется:

Перечисленные выше нормативные правовые акты определяют основные положения, регламентирующие правовые основы деятельности ГП, такие как: назначение, предмет и цели деятельности; порядок формирования органов управления и принятия ими решений; вопросы создания, регистрации, перерегистрации, ликвидации и другие аспекты.

Порядок осуществления производственной и финансово-хозяйственной деятельности регламентируется нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в соответствующей сфере деятельности, например, в сфере здравоохранения, образования и так далее.

Форма собственности: государственная.

Учредительным документом ГП является его устав, утверждаемый учредителем. Требования к содержанию и порядку подписания устава определяются статьей 124 Закона.

Типовой устав утвержден Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 сентября 2017 года № 1202.

Фирменное наименование государственного предприятия

В соответствии со статьей 125 Закона, фирменное наименование должно содержать указание на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное), ведомственную подчиненность (при ее наличии). Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления также должно содержать указание на то, что оно является казенным.

ГП имеет печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием.

Виды и организационно-правовые формы государственных предприятий

ГП подразделяются на следующие виды:

  • основанные на праве хозяйственного ведения, - коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве хозяйственного ведения и отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом;
  • основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие), - коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве оперативного управления.

В зависимости от вида государственной собственности, ГП подразделяются на:

  • республиканские (РГП), - созданные Правительством или Национальным Банком Республики Казахстан;
  • коммунальные (КГП), – созданные местным исполнительным органом или по согласованию с акимом района (города областного значения) и собранием местного сообщества – аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Право хозяйственного ведения - вещное право государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Право оперативного управления - вещное право государственного учреждения или казенного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных законодательством, в соответствии с уставными целями своей деятельности, заданиями уполномоченных государственных органов и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. <пп. 16), 36) ст. 1 Закона, ст. 196, 202 Гражданского кодекса>

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. В отличие от права собственности, которое носит «абсолютный характер», эти права относятся к категории «ограниченных» вещных прав. (права на чужие вещи - лат>>. jura in re alie-na).

Подробнее о специфике и содержании институтов хозяйственного ведения и оперативного управления.

Управление государственным предприятием

Права субъекта права государственной собственности (права собственника) осуществляют:

  • в отношении имущества РГП, - уполномоченный орган по государственному имуществу (Комитет государственного имущества и приватизации МФ РК), Национальный Банк РК или иной государственный орган, по решению Правительства РК;
  • в отношении имущества КГП, - местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения или аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Органом, осуществляющим управление предприятием, является:

  • в отношении РГП, - уполномоченный орган соответствующей отрасли (например, Министерство здравоохранения - для организаций здравоохранения, Министерство образования и науки - для организаций образования);
  • в отношении КГП, - местный исполнительный орган или аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. <статья 122 Закона>

Органом ГП является его руководитель, который без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех органах, распоряжается имуществом в пределах, определенных законодательством, заключает договоры, выдает доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников.

Трудовые отношения с руководителем оформляются органом, осуществляющим управление предприятием, посредством заключения трудового договора.

В трудовом договоре, помимо условий, установленных Трудовым кодексом, определяется ответственность руководителя за несвоевременные перечисления установленной части чистого дохода в бюджет.

Порядок назначения руководителя и проведения его аттестации определяется Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 февраля 2015 года № 70, за исключением:

  • первых руководителей отдельных организаций образования и культуры, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом или Правительством РК;
  • первых руководителей организаций среднего образования, назначаемых на должность в соответствии с законодательством в области образования.

Руководитель действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой законодательством и уставом ГП.

Руководитель несет персональную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и сохранность имущества ГП.

Заместители руководителя назначаются на должность и освобождаются от должности органом, осуществляющим управление предприятием, по представлению руководителя. Компетенция заместителя и других руководящих работников устанавливается руководителем. <статья 139 Закона>

Дополнительно могут создаваться органы:

  • в ГП на ПХВ в области здравоохранения и образования, - наблюдательный совет в случаях, предусмотренных Законом "О государственном имуществе"; <статья 148>
  • в ГП на ПХВ с наблюдательным советом в области здравоохранения, - исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), название которого определяется уставом, и иные органы; <статьи 142150-1>
  • в организациях образования, - коллегиальные органы управления, предусмотренные Законом "Об образовании": совет (ученый совет), попечительский совет, педагогический, методический (учебно-методический, научно-методический) советы и другие формы. <статья 44>

Имущество государственного предприятия, условия финансирования деятельности

Имущество ГП составляют активы, стоимость которых отражается на его балансе.

Формирование имущества обеспечивается за счет:

  • имущества, переданного собственником;
  • имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;
  • иных источников, не запрещенных законодательством.

Причем собственник вправе принимать решения об изъятии имущества, закрепленного за ГП, и перераспределении его между другими государственными юридическими лицами. <ст. 144, 154 Закона> 

В отличие от юридических лиц с частной формой собственности (например ТОО, АО) имущество ГП неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.

ГП в целом, как имущественный комплекс, рассматривается как недвижимость и объект права гос. собственности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права. <ст. 127, 136 Закона>

ГП не является собственником своего имущества, включая деньги, находящиеся на банковских счетах. Принадлежащие ему активы находятся в гос. собственности и закрепляются за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. <статья 192 Гражданского кодекса, статья 128 Закона>

ГП самостоятельно распоряжается закрепленным за ним движимым имуществом, не относящимся к основным средствам.

Для реализации отдельных прав требуется письменное согласие уполномоченного органа по государственному имуществу и/ или органа, осуществляющего управление предприятием. Речь идет о таких правах предприятия, как:

  • создавать филиалы, представительства;
  • распоряжаться принадлежащими ему акциями АО;
  • выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц;
  • передавать и списывать дебиторскую задолженность;
  • предоставлять займы. 

Деньги от совершения перечисленных выше сделок используются ГП на ПХВ самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством или не определено решениями собственника.

ГП не имеет право отчуждать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения имущество, относящееся к основным средствам. <ст. 135, 145, 153 Закона>

Финансирование деятельности осуществляется в соответствии с планом развития за счет собственного дохода и бюджетных средств, полученных в порядке, определенном бюджетным законодательством (за исключением предприятия, созданного Национальным Банком, которое финансируется за счет собственного дохода). <ст. 140 Закона>

ГП обязаны отчислять в бюджет часть чистого дохода по нормативам, утвержденным:

  • центральным уполномоченным органом по государственному планированию, - в отношении РГП (кроме созданных Национальным Банком);
  • местным исполнительным органом или аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, - в отношении КГП.

Норматив распределения оставшейся в распоряжении ГП части чистого дохода устанавливается органом, осуществляющим управление предприятием.

Уставный капитал государственного предприятия

Уставный капитал - это стартовый капитал, основной и первоначальный источник активов при создании юридического лица, необходимый для обеспечения его основной деятельности. Также это один из основных показателей, характеризующих размеры и финансовое состояние организации.

Уставный капитал:

  • в денежной оценке (определенной в уставе) представляет собой безвозмездно переданное собственником и закрепленное за организацией имущество без права собственности на него;
  • в юридическом аспекте, - отражается в уставе организации и обуславливает меру ее ответственности перед своими кредиторами;
  • в учетно-бухгалтерском аспекте, - отражается в бухгалтерском балансе в сумме, указанной в уставе.

Порядок формирования уставного капитала регламентируется статьями 143, 157 Закона. 

Размер уставного капитала ГП на ПХВ определяется его учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 МРП, установленного на дату государственной регистрации.  

Уставный капитал казенного предприятия формируется из имущества, полученного от собственника в управление для осуществления уставной деятельности, и должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту гос. регистрации.

Сферы и виды деятельности государственного предприятия

ГП является одним из видов коммерческих юридических лиц. Вместе с тем, оно ограничено в праве свободно определять направления и виды деятельности.

Такой подход продиктован спецификой государственных юридических лиц, которые создаются и функционируют в основном для достижения задач, вытекающих из государственных функций.

Так, согласно ст. 35 Гражданского кодекса:

"Коммерческие организации, за исключением государственных предприятий, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законодательными актами или учредительными документами видов деятельности."

Согласно ст. 133 Закона и ст. 192 Предпринимательского кодекса, ГП могут создаваться в следующих случаях:

  • отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
  • использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству;
  • осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;
  • отсутствия либо низкого уровня развития конкуренции на соответствующем товарном рынке;
  • когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан.

Статья 134 Закона предусматривает исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми может заниматься ГП, созданное в случае отсутствия либо низкого уровня развития конкуренции на соответствующем товарном рынке. Среди них деятельность в области:

  • жизнеобеспечения населенных пунктов (энерго-, газо-, водо-, теплоснабжение, водоотведение и захоронение коммунальных отходов, создание и эксплуатация полигонов отходов);
  • создания лесопарковых, зеленых и защитных зон с ограниченным режимом природопользования и лесоразведения;
  • здравоохранения; начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования;
  • оказания услуг в сфере занятости населения;

и ряд других.

Согласно статьи 155 Закона, хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе. Осуществление иной деятельности не допускается.

Постановлением Правительства РК от 28 декабря 2015 года № 1095 утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами.

Предмет и цели деятельности определяются:

  • в отношении РГП, - уполномоченным органом по государственному имуществу по представлению уполномоченного органа соответствующей отрасли;
  • в отношении КГП, - местным исполнительным органом или по согласованию с собранием местного сообщества – аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

ГП не вправе осуществлять деятельность, а также совершать сделки, не отвечающие предмету и целям его деятельности, закрепленным в уставе. 

Сделка, совершенная государственной организацией в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными законами или ее учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции ее руководителя, может быть признана недействительной. Действия руководителя, направленные на осуществление организацией неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут применение мер дисциплинарной и материальной ответственности.

Доходы, полученные ГП от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), созданные за счет финансирования из бюджета, подлежат изъятию в бюджет в порядке, определяемом законодательством. В случае выявления фактов использования имущества без соответствующего его отражения по правилам бухгалтерского учета, оно также подлежит изъятию. <ст. 126, 137 Закона>

Цены на товары, работы, услуги государственного предприятия

Порядок определения цен на товары (работы, услуги) регулируется статьями 156, 146 Закона и главой 11 Предпринимательского кодекса.

Казенное предприятие не вправе самостоятельно устанавливать цены на производимые и реализуемые им товары (работы, услуги). Цены устанавливаются органом, осуществляющим управление предприятием.

ГП на ПХВ самостоятельно устанавливает цены на производимые и реализуемые им товары (работы, услуги).  При этом, устанавливается, что цены должны обеспечить полное возмещение понесенных предприятием затрат на их производство, безубыточность его деятельности и финансирование за счет собственных доходов.

Цены на товары (работы, услуги), производимые в рамках объемов, финансируемых из бюджета, устанавливаются по согласованию с органом, осуществляющим управление предприятием.

В отношении субъектов естественной монополии или государственной монополии вводится государственное регулирование цен в соответствии со статьями 116, 118 и 120 Предпринимательского кодекса.

Ответственность по обязательствам государственного предприятия

ГП на ПХВ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам государства.

Государство не отвечает по обязательствам ГП на ПХВ, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя, уполномоченного органа по государственному имуществу или уполномоченного органа соответствующей отрасли, а в отношении банкротства коммунального ГП – действиями местного исполнительного органа или аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. В этих случаях государство отвечает по обязательствам ГП на ПХВ при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

Законодательством могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам ГП на ПХВ. <ст. 147 Закона, ст. 44, 103 Гражданского кодекса>

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами и не отвечает по обязательствам государства.

Обращение взыскания на остальное имущество (кроме денег) казенного предприятия не допускается, за исключением случаев его ликвидации. При недостаточности у предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета. По договорным обязательствам ответственность наступает в порядке, определенном законодательством. <ст. 158 Закона, ст. 44, 104 Гражданского кодекса>

Оплата труда работников государственного предприятия

Размер фонда оплаты труда (ФОТ), а также размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения, устанавливается:

  • в отношении РГП, - уполномоченным органом соответствующей отрасли;
  • в отношении КГП, - местным исполнительным органом или по согласованию с собранием местного сообщества – аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Размер ФОТ устанавливается ежегодно.

Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются ГП на ПХВ самостоятельно в пределах ФОТ.

Система оплаты труда работников казенного предприятия устанавливается Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193. <ст. 138 Закона>


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"
  • Код ОКЭД юридического лица и индивидуального предпринимателя в Казахстане
    Ответы юриста: что означает код ОКЭД? Как узнать свой код ОКЭД?
    См. также: "Справочник кодов ОКЭД" Код ОКЭД в Казахстане Это общий классификатор видов экономической деятельности Республики Казахстан, устанавливающий порядок классификации и кодирования видов экономической деятельности. Как правильно выбрать и на что...
  • В каких случаях ТОО подлежит перерегистрации?
    Основания перерегистрации ТОО.
    Перечень оснований государственной перерегистрации юридических лиц, в том числе созданных в организационно-правовой форме ТОО, определен статьей 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Это: уменьшение размера уставного капитала; изменение на...
  • Противоречия между учредительным договором и уставом ТОО
    Учредительный договор и устав товарищества с ограниченной ответственностью являются его учредительными документами и имеют обязательную силу для участников.
    Учредительный договор и устав товарищества с ограниченной ответственностью являются его учредительными документами и имеют обязательную силу для участников.  В соответствии со ст. 23 Закона РК "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответств...
  • В каких случаях требуется заключение договора о присоединении к учредительному договору?
    Здравствуйте! Помогите разобраться в ситуации. В ТОО состоящем из двух участников, один участник продает свою долю двум сторонним лицам (1 – физическое лицо, 2 - юридическое). То есть в ТОО будет три участника. Можно ли в данном случае заключить учредительный договор в новой редакции или вступление новых участников должно быть оформлено договором о присоединении? 
    В соответствии с п.1 ст. 22 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», прием в товарищество нового участника оформляется договором о присоединении к учредительному договору, который является неотъемлемой часть...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал