Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - специфика вещных прав


Дата публикации: 19.02.2022
5300


Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, под которыми понимаются права, являющиеся основанием для владения, пользования или распоряжения вещью в установленных законодательством пределах.

В отличие от права собственности, которое носит «абсолютный характер», право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к категории «ограниченных» вещных прав. (права на чужие вещи - лат>>. jura in re alie-na). Другими словами, это вещные права лиц, не являющихся собственниками.

Сущность и юридическая специфика ограниченных вещных прав едина. Она основана на необходимости управления имуществом собственника для достижения определенных им задач.

Виды вещных прав в РК

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Республики Казахстан, к вещным правам наряду с правом собственности относятся:

  • право землепользования;
  • право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления;
  • право ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью (сервитут);
  • другие вещные права, предусмотренные законодательством.

К вещным правам применяются нормы о праве собственности, если иное не предусмотрено законодательством или не противоречит природе данного вещного права.

Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество. Законодательными актами РК могут быть предусмотрены исключения из этого правила.

Право собственности - понятие

Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. <ст. 188 ГК РК>

Право хозяйственного ведения - понятие

Это вещное право государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. <пп. 36) ст. 1 Закона, ст. 196, ГК РК>

Право оперативного управления - понятие

Это вещное право учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами Республики Казахстан, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. <пп. 16) ст. 1 Закона, ст. 202 ГК РК>

Основные отличия права собственности от ограниченных вещных прав

Основным отличием является субъектный состав.

Исходя из приведенных выше определений следует, что субъектом права собственности могут быть любые физические и юридические лица, за некоторыми исключениями.

Что касается других вещных прав, то их субъектный состав ограничен:

  • право хозяйственного ведения, - только государственные предприятия;
  • право оперативного управления, - казенные государственные предприятия, учреждения (государственные, частные).

То есть, юридическое лицо другой организационно-правовой формы (например ТОО или АО) не может владеть имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Второе важное отличие - пределы владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления, равно как и право собственности, предоставляет субъекту полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. В чем же отличия?

Если собственник владеет, пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению, то субъект права хозяйственного ведения (оперативного управления) ограничен в своих правах законодательными актами, целями и задачами уставной деятельности и решениями собственника.

Например - государственное предприятие самостоятельно распоряжается не относящимся к основным средствам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения (оперативного управления). Государственное предприятие не вправе отчуждать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения имущество, относящееся к основным средствам. Указанные ограничения закреплены статьями 135, 145, 153 Закона РК "О государственном имуществе".

Следующим отличием является "универсальность" права собственности, для полноценного осуществления которого не требуется участие третьих лиц. 

Ограниченные вещные права определяют имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - не собственников, что означает следующее:

  • имущество должно быть передано субъекту ограниченных вещных прав собственником (государством или частным лицом), то есть, право собственности первично;
  • полноценное владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, невозможно без участия собственника, за которым сохраняется право на принятие решений по основным вопросам.

То есть, эти права являются производными, зависимыми от права собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. 

Особенности управления государственным имуществом

Специфической особенностью управления имуществом публичного собственника  (государства) через институты хозяйственного ведения и оперативного управления является то, что государственная собственность предназначена для обеспечения определенных общественных интересов, для исполнения государственных функций.

Если обратиться к статье 134 Закона РК "О государственном имуществе", регламентирующей виды деятельности государственного предприятия, можно увидеть, что такие организации создаются для решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. 

Таким образом, эти юридические лица, по сути не являясь собственниками имущества, наделены специальной правоспособностью с целью реализации государственных и общественных интересов.

Отсюда следует важная особенность этих институтов как правовых механизмов управления имуществом - наделение субъекта исключительно специальной правоспособностью, то есть способностью «иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах».

При этом, если для других видов коммерческих организаций основной целью деятельности является извлечение прибыли, то для государственного предприятия,  представляющего интересы государства, получение прибыли не может стоять во главе угла. Цель извлечения прибыли может преследоваться публично-правовыми образованиями исключительно как средство для достижения других целей, а именно целей, основополагающих для государства.

Таким образом, перед государственными предприятиями помимо коммерческих ставятся многие социально-экономические задачи, связанные с решением ключевых общенациональных проблем.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления регулируется статьей 128 Закона РК "О государственном имуществе", статьями 198, 203, 258 ГК РК.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за уже созданным государственным юридическим лицом, возникает у этого юридического лица в момент закрепления имущества на его балансе, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (оперативном управлении), а также имущество, приобретенное государственным юридическим лицом по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение (оперативное управление) данного юридического лица в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения (оперативного управления) на имущество прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 249 Гражданского кодекса Республики Казахстан для прекращения права собственности, а также в случаях, предусмотренных статьями 144, 154, 162 Закона РК "О государственном имуществе".

Основные различия в содержании права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Характер деятельности  предприятий на ПХВ и казенных предприятий предопределяет различия в содержании и "объеме" правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. 

Право хозяйственного ведения, принадлежащее коммерческой организации, дает более широкие полномочия в отличие от права оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям (государственным или частным), либо казенным предприятиям. 


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"
  • Смена юридического адреса ТОО
    Здравствуйте! У ТОО состоящего из одного участника в связи с окончанием срока аренды изменился адрес. Подскажите, нужна ли в данном случае перерегистрация? Куда обращаться? Какие нужны документы?
    Ответ от 2019 года. Актуальную информацию по вопросу смены юридического адреса ТОО можно посмотреть на этой странице. Согласно статье 42 Гражданского кодекса РК, Товарищество с ограниченной ответственностью подлежит перерегистрации в трех случаях:...
  • Имеет ли право иностранец зарегистрировать ИП в Казахстане
    В соответствии со статьей 30 Предпринимательского кодекса, индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собствен...
  • Уменьшение уставного капитала, в связи с реализацией принадлежащего ТОО объекта недвижимости
    Товариществом с ограниченной ответственностью (с единственным участником) продан и снят с баланса объект недвижимости (здание), принадлежащий товариществу на праве собственности. Нужно ли в этом случае уменьшать размер уставного капитала? 
    См также: "Какие возникают налоговые обязательства у ТОО и у учредителя-физического лица при уменьшении уставного капитала? Ответ Председателя КГД МФ РК от 21.06.2019 г. на вопрос № 551592 от 24.05.2019 г." После государственной регистрации договора купли...
  • Последствия несвоевременного внесения вкладов в уставный капитал ТОО
    В соответствии со статьей 23 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», все участники товарищества с ограниченной ответственностью должны полностью внести вклад в уставный капитал товарищества в срок, установленный решением общего собрания, однако не позднее одного года со дня регистрации товарищества.
    См. также: "Уставный капитал ТОО в Казахстане" В какой срок должен быть внесен вклад в уставный капитал? В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», все участник...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал