Ответственность юридического лица по обязательствам филиала
- Гражданско-правовая ответственность юридического лица по обязательствам своего филиала, представительства
- Ответственность юридического лица за действия своего филиала, представительства в сфере государственных закупок
- Ответственность юридического лица по налоговым обязательствам своего филиала, представительства
- Административная ответственность филиалов и представительств
См. также: актуальные статьи и ответы юристов по теме "филиалы и представительства юридических лиц"
Многие руководители ошибочно полагают что, если филиал имеет свой БИН, он самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и его действия никак не отразятся на деятельность самой компании. Однако это далеко не так.
Рассмотрим подробнее потенциальные риски компаний, имеющих развитую сеть филиалов и представительств.
Гражданско-правовая ответственность юридического лица по обязательствам своего филиала, представительства
В соответствии со статьей 33 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК), юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 43 ГК РК, филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, являются его обособленными подразделениями (расположенными вне места его нахождения) и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители филиалов и представительств (кроме общественных и религиозных объединений) назначаются уполномоченным органом юр. лица и действуют на основании его доверенности.
Статья 167 ГК РК определяет доверенность, как письменное уполномочие доверителя для представительства от его имени, выдаваемое им поверенному.
Другими словами, филиалы и представительства - это обособленные структурные единицы, являющиеся частью организации, которые:
- не обладают имуществом на праве собственности, соответственно не могут отвечать по обязательствам закрепленным за ними имуществом;
- не обладают собственной правоспособностью, в отношениях с третьими лицами действуют не от своего имени, а от имени организации.
Следовательно, гражданско-правовую ответственность за деятельность своего подразделения несет непосредственно организация, в том числе по сделкам, заключенным от ее имени на основании доверенности.
Ответственность юридического лица за действия своего филиала, представительства в сфере государственных закупок
Согласно статье 43 ГК РК, филиал вправе от имени организации совершать сделки и иные правовые действия, кроме того, он проходит предусмотренную законодательством процедуру учетной регистрации и ему присваивается БИН.
На веб-портале государственных закупок предусмотрена возможность участия филиала в качестве потенциального поставщика с обязательным прикреплением доверенности от имени доверителя. Соответственно он может участвовать в государственных закупках, совершать определенные действия на портале, однако не от своего имени, а от имени головной организации.
В чем потенциальный риск?
Согласно статье 6 Закона РК "О государственных закупках", потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если он состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона, реестр недобросовестных участников представляет собой перечень:
1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
В соответствии с пп. 2) и 24) ст. 2 Закона в качестве потенциального поставщика и поставщика могут выступать:
- физическое лицо;
- юридическое лицо;
- консорциум.
Из этого следует, что филиал не является субъектом государственных закупок и не может быть включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Поэтому, если им будет допущено нарушение, предусмотренное статьей 12 Закона, в реестр будет включена головная организация.
Учитывая, что согласно ст. 12 Закона поставщики, включенные в реестр, не допускаются к участию в государственных закупках в течение 24 месяцев со дня их признания недобросовестными участниками, это может полностью блокировать деятельность компании и всех ее структурных подразделений, если основными заказчиками товаров, работ, услуг компании являются государственные предприятия и субъекты квазигосударственного сектора.
Ответственность юридического лица по налоговым обязательствам своего филиала, представительства
Налоговый кодекс Республики Казахстан (НК РК) определяет филиалы и представительства как структурные подразделения юридического лица, которые могут являться плательщиком или налоговым агентом только по его решению и только в отношении определенных видов обязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем, возложение обязанности по уплате платежей в бюджет на свое структурное подразделение, не освобождает от ответственности саму организацию в случае их неуплаты или несвоевременной уплаты.
Например, в случае несвоевременного исполнения налогового обязательства, предусмотренные законодательством способы обеспечения и меры принудительного взыскания задолженности могут быть применены к организации, создавшей структурное подразделение, и наоборот. Соответственно, организация так или иначе несет имущественную ответственность по несвоевременно исполненным обязательствам.
Разберемся подробнее.
Статья 116 НК РК предусматривает следующие способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства:
1) начисление пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;
2) приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента);
3) приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента);
4) ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено:
Часть 1: В случае непогашения структурным подразделением юридического лица налоговой задолженности в течение 30 рабочих дней после вручения ему соответствующего уведомления налоговый орган применяет способы обеспечения, указанные в подпунктах 2), 3) и 4), к юридическому лицу, его создавшему.
Часть 2: В случае непогашения налоговой задолженности после применения способов обеспечения в порядке, определенном частью 1, при наличии у юридического лица более одного структурного подразделения налоговый орган применяет способы обеспечения, указанные в подпунктах 2) и 3), одновременно ко всем его структурным подразделениям.
Часть 3: В случае непогашения юридическим лицом налоговой задолженности в течение 30 рабочих дней после вручения ему соответствующего уведомления налоговый орган применяет способы обеспечения, указанные в подпунктах 2), 3) и 4), к его структурным подразделениям, являющимся налогоплательщиками.
Статья 121 НК РК предусматривает следующие меры принудительного взыскания налоговой задолженности:
1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
4) в виде принудительного выпуска объявленных акций.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено:
Часть 1: В случае непогашения структурным подразделением юридического лица налоговой задолженности в течение 40 рабочих дней после вручения ему соответствующего уведомления налоговый орган взыскивает сумму задолженности путем применения мер принудительного взыскания к юридическому лицу, его создавшему.
Часть 2: В случае непогашения налоговой задолженности после применения мер принудительного взыскания в порядке, определенном частью 1, при наличии у юридического лица более одного структурного подразделения налоговый орган применяет меру принудительного взыскания за счет денег, находящихся на банковских счетах одновременно ко всем его структурным подразделениям.
Часть 3: В случае непогашения юридическим лицом налоговой задолженности в течение 40 рабочих дней после вручения ему соответствующего уведомления налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности путем применения мер принудительного взыскания к его структурным подразделениям, являющимся налогоплательщиками.
Статья 104 НК РК предусматривает возможность возврата суммы превышения НДС по требованию плательщика НДС. Однако, при наличии налоговой задолженности зачет превышения по НДС производится в счет погашения имеющейся задолженности, в том числе задолженности структурных подразделений.
Административная ответственность филиалов и представительств
Статья 28 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" (КоАП) определяет круг лиц, подлежащих административной ответственности. Это:
- физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения 16-летнего возраста;
- юридическое лицо.
Вместе с тем, согласно ст. 33 КоАП, структурные подразделения юр. лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, в зависимости от состава правонарушения, филиалы и представительства могут привлекаться к административной ответственности за определенные правонарушения в области налогообложения.
В качестве примера можно привести статьи КоАП:
- Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности;
- Статья 276. Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета.
Если рассматривать правонарушения в сфере труда, здесь несколько иная ситуация. В этой части большинство статей КоАП содержат указание на работодателя, как субъекта административной ответственности, например:
- Статья 86. Допуск работодателем к работе лица без заключения трудового договора – .......
- Статья 87. Невыплата заработной платы работодателем в полном объеме и в сроки, которые установлены трудовым законодательством Республики Казахстан, а равно неначисление и невыплата пени за период задержки платежа по вине работодателя – ..........
При этом, согласно пп. 39) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса, работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях. То есть, филиалы и представительства работодателями не являются.
Исключение составляют филиалы и представительства иностранных компаний, руководители которых в силу ст. 19 Трудового кодекса осуществляют все права и исполняют все обязанности работодателя от имени данных компаний.
В случаях, когда филиал (представительство) привлекается к административной ответственности, возникают вопросы, например:
Как определить размер ответственности?
Большинство статей КоАП определяет размер ответственности в зависимости от статуса субъекта предпринимательства:
- малое предпринимательство;
- среднее предпринимательство
- крупное предпринимательство.
Как определить статус структурного подразделения, учитывая, что согласно статьи 23 Предпринимательского кодекса РК, оно в принципе не является субъектом предпринимательства.
Учитывая нормы, предусмотренные статьей 24 Предпринимательского кодекса, полагаем, что для целей определения размера административной ответственности, должен учитываться статус головной организации.
Повторное нарушение определяется с учетом или без учета нарушений, допущенных головной организацией?
Большинство статей КоАП предусматривает повышенную ответственность за повторное нарушение. Выглядит это так: "Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания .......".
Учитывая тот факт, что структурному подразделению присваивается самостоятельный БИН, и учитывая нормы ст. 33 КоАП, полагаем, что совершение административного правонарушения организацией не должно влиять на повторность при квалификации состава административного правонарушения, совершенного ее структурным подразделением.
Например, привлечение организации к административной ответственности за неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров согласно ст. 276 КоАП, не образует повторность у филиала при совершении им аналогичного нарушения.
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос
-
Простой для отдельных работников на время карантинаВ связи с карантином большинство сотрудников нашей компании переведены на дистанционную работу. Работники, которые не могу выполнять свою работу удаленно какое-то время находились в отпуске без содержания. Можно ли в настоящее время объявить для этих работников простой по независящим от работника и работодателя причинам?Согласно пп.10) ст.1 Трудового кодекса РК, простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера. Таким образом, на период карантина работодатель...
-
Может ли филиал заключать договоры от своего имени?Может ли филиал самостоятельно заключать договоры на оказание образовательных услуг?См. также: актуальные статьи и ответы юристов по теме "филиалы и представительства юридических лиц" Субъекты гражданских прав (участники гражданско-правовых отношений) определены статьей 1 и главой 2 Гражданского кодекса Республики Каз...
-
Обязан ли работодатель заключать коллективный договор?По трудовому законодательству должны частные компании заключать коллективный договор или нет?Является ли коллективный договор обязательным документом? В соответствии со статьей 156 Трудового кодекса РК: "Сторонами коллективного договора являются работодатель и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке. Предложен...
-
Создание и регистрация филиала товарищества с ограниченной ответственностьюВ соответствии с действующим законодательством, товарищество с ограниченной ответственностью вправе создавать филиалы и открывать представительства. В настоящей статье рассмотрены наиболее важные вопросы относительно филиала товарищества с ограниченной ответственностью, как: перечень документов для регистрации, порядок регистрации и другие.
-
Создание и регистрация филиала товарищества с ограниченной ответственностьюПоследнее обновление: 12.12.2022.
Дата публикации: 15.09.2020. -
Кто имеет право подписывать кадровые приказы от имени организации?Последнее обновление: 27.01.2023.
Дата публикации: 16.08.2021. -
Субъекты квазигосударственного сектора в Казахстане: государственное регулирование, виды деятельности, приватизацияПоследнее обновление: 19.03.2024.
Дата публикации: 4.02.2022. -
Юридические лица в КазахстанеПоследнее обновление: 1.03.2024.
Дата публикации: 16.02.2022. -
Государственное предприятие - виды, формы, специфика деятельностиПоследнее обновление: 27.01.2023.
Дата публикации: 18.02.2022.