Малый бизнес, средний и крупный бизнес в Казахстане - отличия в правовом регулировании
- Сравнительная таблица: отличия в правовом регулированим субъектов крупного, малого и среднего бизнеса
- Отличия в порядке создания и ликвидации в зависимости от категории субъекта предпринимательства
- Требования к уставному капиталу ТОО в зависимости от категории предпринимательства
- Отличия в налогообложении малого бизнеса, среднего и крупного бизнеса
- Отличия в регулировании трудовых отношений в зависимости от категории субъекта предпринимательства
- Меры государственного контроля и государственной поддержки в зависимости от категории субъекта предпринимательства
- Основные отличия в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности в зависимости от категории субъекта предпринимательства
Бизнес в Казахстане на три основные категории: малый, средний и крупный бизнес.
См. также: "К какой категории относится субъект предпринимательства?"
В данной статье рассмотрим некоторые вопросы нормативного регулирования бизнеса в зависимости от категории: на что влияет статус организации, какие он дает льготы, преимущества и ограничения.
Сравнительная таблица: отличия в правовом регулированим субъектов крупного, малого и среднего бизнеса
Субъекты крупного бизнеса (СКБ) |
Субъекты среднего бизнеса (ССБ) |
Субъекты малого бизнеса (СМБ) |
Отличия в порядке создания и ликвидации в зависимости от категории субъекта предпринимательстваЗакон "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" <ст. 6, 6-1, 11, 16> Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» <ст. 15> Предпринимательский кодекс <ст. 38> |
||
Заявление о государственной регистрации подписывается и подается в ГК "Правительство для граждан" учредителем или одним из учредителей либо уполномоченным учредителем лицом (для юридического лица с иностранным участием или участием государства).
Регистрация может быть произведена на основании электронного заявления в порядке, определяемом Министерством юстиции РК.
Учредительные документы при регистрации не представляются, за исключением учредительных документов АО и гос. предприятий. АО прилагают нотариально удостоверенный устав на казахском и русском языках. Если организация действует на основании типового устава, утвержденного Приказом МЮ РК, представление устава не требуется. |
Аналогично СКБ |
Предусмотрен уведомительный порядок государственной регистрации путем подачи электронного уведомления посредством веб-портала "электронного правительства".
Учредительные документы при регистрации не представляются.
|
- |
При государственной регистрации через веб-портал "электронного правительства" в обязательном порядке подается заявление в электронной форме на открытие банковского счета и на обязательное страхование работника от несчастных случаев (кроме случаев, когда учредитель осуществляет деятельность без вступления в трудовые отношения с физическими лицами). |
Аналогично требованиям для ССБ. |
При регистрации производится оплата в ГК "Правительство для граждан". |
Освобождается от оплаты. |
Освобождается от оплаты. |
Статьей 11 Закона предусмотрен перечень оснований для отказа в регистрации, в том числе: если юридическое лицо или его единственный учредитель (участник) является бездействующим, если учредитель или руководитель признан недееспособным или ограниченно дееспособным, и ряд других. |
Аналогично СКБ |
Предусмотренные в статье 11 Закона основания отказа в регистрации не распространяются (за исключением случаев реорганизации). |
При регистрации прекращения деятельности юридического лица производится оплата в ГК "Правительство для граждан". |
Оплата не предусмотрена. |
Оплата не предусмотрена. |
Предусматривается общеустановленный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. |
Аналогично СКБ |
Для ИП, не имеющих неисполненных обязательств и отнесенных к категории субъектов с незначительной и средней степенями риска, устанавливается упрощенный порядок реорганизации и добровольной ликвидации. |
Учредительный договор ТОО и устав АО подлежат обязательному нотариальному удостоверению. |
Требования об обязательном нотариальном удостоверении учредительных документов ТОО не предусмотрены. Устав АО подлежит обязательному нотариальному удостоверению. |
Аналогично требованиям к ССБ |
Требования к уставному капиталу ТОО в зависимости от категории предпринимательстваЗакон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» <ст. 23> |
||
Первоначальный размер уставного капитала не может быть менее суммы, эквивалентной 100 МРП. (Не распространяется на микрофинансовые, платежные и некоторые другие виды организаций)
См. "Минимальные и максимальные размеры уставного капитала - сравнительная таблица" |
Аналогично СКБ | Размер минимального уставного капитала ТОО определяется нулевым уровнем. |
Отличия в налогообложении малого бизнеса, среднего и крупного бизнесаНалоговый кодекс |
||
Общеустановленный режим налогообложения.
На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять СНР для производителей сельскохозяйственной продукции. |
Общеустановленный режим налогообложения.
На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять СНР розничного налога, СНР для производителей сельскохозяйственной продукции. |
Общеустановленный режим налогообложения.
На условиях, определенных налоговым законодательством, вправе применять СНР:
См. "СНР: специальный налоговый режим в Казахстане - кто вправе применять?" |
Отличия в регулировании трудовых отношений в зависимости от категории субъекта предпринимательстваТрудовой кодекс <ст. 30, 159, 202> |
||
Трудовой договор, заключенный на определенный срок, может продлеваться не более двух раз. При продолжении трудовых отношений трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. |
Аналогично СКБ | Допускается заключение трудовых договоров с работниками на определенный срок без ограничения по количеству продлений. |
В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда работодатели, осуществляющие производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников создают службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю (директору) или лицу, им уполномоченному.
Работодатель с численностью работников до 50 человек вводит должность специалиста по безопасности и охране труда либо возлагает эти обязанности на другого специалиста. |
Аналогично СКБ | Организация безопасности и охраны труда может осуществляться на договорной основе с физическими или юридическими лицами. |
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями за исключением споров, возникающих между работодателем и членами исполнительного органа, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами. |
Аналогично СКБ | Аналогично СКБ, за исключением субъектов микропредпринимательства, для которых наличие согласительной комиссии не требуется. |
Меры государственного контроля и государственной поддержки в зависимости от категории субъекта предпринимательстваПредпринимательский кодекс <глава 13, ст. 93, 192, 232-234> |
||
Подлежит государственному контролю и надзору в порядке, определенном статьями 138 и 139 Кодекса. |
Равнозначно СКБ |
Запрещается проведение государственного контроля и надзора в отношении СМБ, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня их государственной регистрации (кроме созданных в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц), за исключением внеплановых проверок. <п. 6 ст. 131 ПК> |
Сроки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:
|
Равнозначно СКБ |
Равнозначно СКБ, кроме субъектов микропредпринимательства, в отношении которых сроки проведения контроля/ проверки устанавливаются не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней. |
Допускается прямое или косвенное участие государства в уставных капиталах юридических лиц с долей акций (долей участия в уставном капитале) 50% и более. При этом, должны соблюдаться условия и ограничения, установленные статьей 192 Кодекса и законодательством о государственном имуществе. |
Равнозначно СКБ |
Запрещаются создание юридических лиц, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые относятся к малому бизнесу, а также участие государства в них. |
Предусматривается предоставление мер гос. поддержки в соответствии с разделом 5 Кодекса:
Передача объектов гос. собственности в доверительное управление и аренду допускается в общеустановленном порядке, без льгот и на возмездной основе. |
Предусматривается предоставление дополнительных мер гос. поддержки в соответствии с главой 22 Кодекса, включая имущественную поддержку, предусматривающую:
Меры поддержки не распространяются на торгово-посредническую деятельность.
Порядок предоставления объектов в аренду и доверительное управление с последующей безвозмездной передачей в собственность регулируется Приказом Министра национальной экономики РК от 16 июня 2023 года № 115. |
Равнозначно ССБ
Дополнительно предусматривается создание Бизнес-инкубаторов для поддержки СМБ на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг. Бизнес-инкубаторы создаются для оказания содействия в становлении и развитии СМБ. Задачами бизнес-инкубатора являются:
|
Основные отличия в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности в зависимости от категории субъекта предпринимательстваЗакон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" <ст. 2> |
||
Обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. |
Составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса.
Исключение составляют следующие организации, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление ФО в соответствии с международными стандартами:
По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять ФО в соответствии с международными стандартами.
|
Осуществляет составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, за исключением организаций, указанных во втором столбце. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику, вправе составлять ФО в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса. ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление ФО при соответствии одновременно следующим условиям:
При несоответствии одному из указанных выше условий, ИП обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление ФО с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие. Если ИП самостоятельно принял решение о ведении бухгалтерского учета и ФО, он вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение. При этом, обязанность ведения налогового учета сохраняется (статья 682 Налогового Кодекса РК). |
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос-
Нужно ли увеличивать уставный капитал ТОО при изменении МРП?ТОО является субъектом среднего бизнеса, зарегистрировано в 2019 году. Сейчас уставный капитал оказался ниже 100 МРП в связи с ежегодным увеличением МРП. Нужно ли увеличивать размер уставного капитала?МРП является показателем, используемым для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей, предусмотренных законодательством. Соответственно, этот показатель устанавливается ежегодно законом о ре...
-
Требуется ли государственная перерегистрация при увеличении уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью?Участниками ТОО принято решение увеличить размер уставного капитала, поскольку компания является субъектом среднего предпринимательства, а размер уставного капитала составляет менее 100 МРП. В компании 3 участника. Обязательно ли в данном случае проходить процедуру перерегистрации?В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан, товарищество с ограниченной ответственностью подлежит перерегистрации при: уменьшении уставного капитала; изменении наименования; изменении состава участников (за иск...
-
Вправе ли участники ТОО требовать возврата денег и имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал?При создании ТОО один из участников внес вклад в уставный капитал частично деньгами и частично оборудованием. Впрае ли он требовать от ТОО возврата оборудования?Уставный капитал - это часть имущества ТОО, вносимая учредителями при его регистрации в качестве первоначального капитала и гарантии исполнения обязательств перед кредиторами. Право собственности на имущество товарищества с ограниченной ответственностью,...
-
Процедура увеличения уставного капитала без изменения состава участников ТООУчастники товарищества с ограниченной ответственностью планируют увеличить уставный капитал. Подскажите, как правильно провести эту процедуру?Основания, порядок и условия увеличения уставного капитала определяются статьей 26 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Согласно указанной статье увеличение уставного капитала может осуществляться путем...
-
Субъекты предпринимательства в КазахстанеПоследнее обновление: 24.03.2024.
Дата публикации: 31.10.2020. -
Как создать общественное объединение?Последнее обновление: 28.01.2023.
Дата публикации: 3.11.2020. -
Банкротство юридических лиц в КазахстанеПоследнее обновление: 28.01.2023.
Дата публикации: 14.10.2020. -
В чем отличие типового устава от индивидуального?Последнее обновление: 8.12.2022.
Дата публикации: 18.12.2020. -
Создание и регистрация филиала товарищества с ограниченной ответственностьюПоследнее обновление: 12.12.2022.
Дата публикации: 15.09.2020.