Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Статус, права и обязанности государственных инспекторов труда


Дата публикации: 17.10.2023
462

В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Республики Казахстан, осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственными инспекторами труда, к которым относятся:

  • главный государственный инспектор труда Республики Казахстан – должностное лицо уполномоченного государственного органа по труду;
  • главные государственные инспекторы труда – должностные лица уполномоченного государственного органа по труду;
  • главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы – руководитель местного органа по инспекции труда области, города республиканского значения, столицы;
  • государственные инспекторы труда – должностные лица местного органа по инспекции труда области, города республиканского значения, столицы.

См. также: "Контакты государственных инспекторов труда", "Как подать жалобу на действия работодателя в Казахстане?"

Государственная инспекция труда является государственным органом в системе надзорно-контрольных органов, призванным осуществлять координацию деятельности государственных органов и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. Координация осуществляется с соблюдением принципов законности, самостоятельности контрольно-надзорных органов в пределах своей компетенции, гласности, соблюдения прав и законных интересов работников, защиты служебной и коммерческой тайны организаций, ответственности должностных органов за соблюдение законности при выполнении согласованных решений.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного надзора и контроля, с представителями работников, общественными объединениями, другими организациями. При этом, указанной статьей определена обязанность государственных органов оказывать содействие гос. инспектору труда при осуществлении контроля.

При выполнении служебных обязанностей инспекторы труда руководствуются законодательством Республики Казахстан и охраняются законом.

Государственный контроль осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом (Параграф 2).

Кроме того, в соответствии со ст. 693 КоАП, гос. инспекторы труда наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и превлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (налагать административные взыскания).

Права и обязанности государственных инспекторов труда регулируются статьями 193 - 195 Трудового кодекса РК.

При осуществлении своих функций государственные инспекторы труда имеют право:

  • беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
  • запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций;
  • выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;
  • давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
  • приостанавливать (запрещать) деятельность отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатацию оборудования, механизмов при выявлении их несоответствия требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан о безопасности и охране труда на срок не более пяти рабочих дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд (под угрозой жизни и здоровью работников понимается возможность получения производственных травм либо риск смерти работников);
  • запрещать выдачу и использование на рабочих местах специальной одежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих установленным для них требованиям;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;
  • выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания на отстранение от работы работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, не прошедших обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, а также на привлечение виновных лиц к ответственности;
  • направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые заявления и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда;
  • участвовать в проверке знаний по безопасности и охране труда;
  • проводить проверку на предмет соблюдения работодателями порядка и условий привлечения иностранной рабочей силы, установленных законодательством Республики Казахстан в области миграции населения;
  • взаимодействовать с гражданами и представителями работников при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;
  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

В случае выявления несоответствия организации требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан о безопасности и охране труда, создающего угрозу жизни и здоровью работников, которое не может быть устранено путем приостановления (запрещения) деятельности отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатации оборудования, механизмов, главный государственный инспектор труда Республики Казахстан, главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы вправе приостанавливать (запрещать) деятельность организации на срок не более пяти рабочих дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.

Государственные инспекторы труда обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • своевременно и качественно проводить проверки по соблюдению трудового законодательства;
  • информировать работодателей (их представителей) о выявленных нарушениях трудового законодательства в целях принятия мер по их устранению;
  • своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства;
  • выявлять причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства, давать рекомендации по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;
  • принимать участие в расследованиях несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
  • осуществлять сбор, анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства, участвовать в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства;
  • не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;
  • проводить разъяснительную работу по вопросам применения трудового законодательства.

По результатам проверки, в зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, государственный инспектор труда выносит (составляет) следующие акты:

1) предписание:

  • об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан;
  • о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций;
  • о приостановлении (запрещении) деятельности отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатации оборудования, механизмов или деятельности в целом (акт о приостановлении (запрещении) деятельности действует до возбуждения судом гражданского дела по исковому заявлению о приостановлении (запрещении) деятельности);
  • о выплате работодателем заработной платы.

2) протокол об административном правонарушении;

3) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

4) постановление по делу об административном правонарушении;

5) заключение государственного инспектора труда.

Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Прочие статьи по трудовому праву"
  • Вправе ли работодатель удержать недостачу из заработной платы работника?
    Вопрос. С продавцом магазина заключен договор о материальной ответственности. По результатам ревизии выявлена крупная недостача. Какую часть заработной платы мы имеем право удерживать в счет погашения недостачи?
    Заключение договора о материальной ответственности - это дополнительная защита работодателя от неправомерных действий или халатности работников, обслуживающих материальные ценности. При отсутствии такого соглашения привлечь к ответственности «не...
  • Удержание из отпускных по исполнительному листу
    Здравствуйте. Могут ли удерживать деньги с отпускных по исполнительному листу или должны удерживать только из заработной платы?
    Здравствуйте! Должностной оклад (размер которого указывается в трудовом договоре) и заработная плата, понятия несколько разные. Заработная плата включает в себя в том числе премии, надбавки и иные выплаты. Удержание производится с учетом дополнительных...
  • Ответственность водителя за поломку служебного автомобиля
    У автомобиля компании сломалась важная деталь, несет ли работник (работает по трудовому договору) материальную ответственность за данную поломку если поломка случилась не по его вине и авто не принято работником по акту приема-передачи?
    В соответствии со статьей 120 Трудового кодекса Республики Казахстан, материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного п...
  • Компенсация при расторжении трудового договора по соглашению сторон
    В связи со сменой руководства в компании, стоит вопрос о расторжении трудовых договоров с отдельными работниками, результаты труда которых по мнению нового директора являются неудовлетворительными. Также одной из причин является отсутствие доверия к ним со стороны нового руководства. Учитывая, что статьей 52 Трудового кодекса такое основание не предусмотрено, было предложено расторгнуть трудовые договоры по соглашению сторон с выплатой компенсации в размере оклада. Работники считают такое предложение незаконным и требуют выплаты компенсации в размере двух должностных окладов.  Правомерны ли их требования?
    Компенсационные выплаты в связи с потерей работы регулируются статьей 131 Трудового кодекса РК. Требование о выплате компенсации при расторжении трудового договора по соглашению сторон данной статьей не предусмотрено. Вместе с тем, запрет на выплату компе...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал