Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Как развивать критическое мышление? Современные методики и практики.


Дата публикации: 13.10.2023
502


Критическое мышление или способность анализировать информацию и принимать решения на основе этого анализа, является навыком, который высоко ценится в современном мире.

Этот навык важен для всех профессий. Для юристов и предпринимателей - это жизненно важная черта, которая играет определяющую роль в профессиональном развитии личности.

Например, хороший юрист должен уметь разбираться в сложных юридических вопросах. Для этого он должен иметь хорошие аналитические способности, уметь выявлять факты и обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса, уметь грамотно составить необходимые документы.

Критическое мышление позволяет предвидеть возможные риски и разрабатывать эффективные решения.

Развитие критического мышления — это долгосрочный процесс, требующий усилий, времени и практики. В обычной жизни мы пользуемся подходами, которые могут помочь в этом, такими как:

  • логические игры и головоломки, шахматы, судоку;
  • метод критического чтения, при котором необходимо задавать себе вопросы: что автор пытается мне сказать, согласен ли я с этим выводом, какие у меня есть доводы против, что бы я добавил или изменил;
  • метод “5 почему", который заключается в постановке пяти последовательных вопросов "почему" для выявления сути проблемы через причинно-следственные связи;
  • осознанность, практика которая помогает фокусировать свои мысли на настоящем, лучше их анализировать, развивая осознанное присутствие и уменьшая рассеянность ума.

В мире существует множество методик и практик для развития критического мышления, и мы хотим рассказать о некоторых наиболее интересных, которые можно использовать как в корпоративной практике, так и для личностного развития.

“Мозговой штурм”

Хотя этот метод часто ассоциируется с креативным мышлением, он также может стимулировать критическое мышление путем оценки и выбора наилучших идей из предложенных. Это техника генерации идей, при которой группа людей собирается вместе, чтобы в течение определенного времени предложить как можно больше идей по определенной теме или проблеме, не подвергая их критике до завершения процесса.

Основные принципы мозгового штурма:

  • Количество превыше качества. Цель — сгенерировать как можно больше идей. Некоторые из них могут быть нереализуемыми или странными, но это нормально.
  • Отсутствие критики. Важно избегать критики или оценки идей на этапе их генерации, чтобы люди не боялись высказываться.
  • Построение на чужих идеях. Участники могут и даже должны развивать идеи других участников.
  • Приоритет необычным идеям. Оригинальные и даже странные идеи могут привести к интересным и инновационным решениям.

Чтобы мозговой штурм был наиболее эффективным, рекомендуется иметь фасилитатора или ведущего, который будет структурировать процесс, стимулировать участие и обеспечивать соблюдение основных принципов. После завершения процесса генерации идей следует этап их оценки и отбора наиболее перспективных.

“SWOT-анализ”

Это методика для анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в различных ситуациях, используемая для оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию, проект или личную карьеру.

SWOT - акроним, образованный от начальных букв четырех ключевых элементов: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Сильные стороны — это внутренние положительные характеристики организации или проекта, которые дают конкурентные преимущества. Например: квалифицированный персонал, сильный бренд, уникальные технологии, хорошее местоположение и др.

Слабые стороны — это внутренние недостатки или ограничения, которые могут препятствовать достижению целей. Например: ограниченные ресурсы, устаревшие технологии, недостаток опыта в определенной области и др.

Возможности — это внешние факторы, которые организация может использовать для своей выгоды. Например: изменение потребительских предпочтений, новые технологические решения, отсутствие конкуренции в определенной нише и др.

Угрозы — это внешние факторы, которые могут представлять опасность для организации или проекта. Например: изменение законодательства, экономический спад, угрозы безопасности и др.

Процесс проведения SWOT-анализа:

  • соберите команду из разных подразделений или экспертов;
  • определите объект анализа (организация, проект, продукт и др.);
  • используйте мозговой штурм или другие методы для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
  • запишите каждый фактор в соответствующем квадранте SWOT-матрицы;
  • проанализируйте результаты, определите стратегии и действия на основе полученного анализа.

SWOT-анализ полезен для разработки стратегий, определения направлений развития и выявления потенциальных проблем и возможностей. Однако важно регулярно его обновлять, так как внешние и внутренние факторы могут меняться со временем.

“Метод 6 шляп”

Этот метод был разработан Эдвардом де Боно и представляет собой систему, при которой участники обсуждения "носят" разные "шляпы", представляющие разные аспекты мышления (например, логика, эмоции, креативность). Он помогает рассмотреть проблемы с разных точек зрения.

Суть метода: каждая "шляпа" имеет определенный цвет, который символизирует определенный режим мышления. В процессе дискуссии или размышления участники "надевают" разные "шляпы", чтобы сменить свой угол зрения.

Вот основные "шляпы" и их значение:

  • Белая шляпа - это шляпа фактов и информации. В этом режиме участники делятся только известной информацией: что мы знаем, какие данные у нас есть.
  • Красная шляпа - шляпа чувств и интуиции. Здесь люди высказывают свои эмоции, предчувствия, предположения без объяснения причин.
  • Черная шляпа - критика и осторожность. Это режим мышления, где анализируются риски, слабые места и причины, по которым что-то не сработает.
  • Желтая шляпа - оптимизм и позитивность. Здесь акцентируют внимание на преимуществах, выгодах и причинах, по которым что-то может сработать.
  • Зеленая шляпа - креативность и новаторство. В этом режиме участники предлагают новые идеи, альтернативные подходы и инновационные решения.
  • Синяя шляпа - управление и контроль процесса. Она используется для обсуждения, как проходит процесс обсуждения, установки повестки и шагов дискуссии. Это шляпа "модератора".

Метод "шляпного мышления" эффективен, так как он позволяет разделить эмоции от фактов, критику от оптимизма и так далее. Это структурированный способ мышления, который приводит к более глубокому пониманию и лучшим решениям.

RED-модель”

Представляет собой простой и лаконичный подход к развитию и оценке критического мышления, который охватывает три основных этапа критического мышления:

R – Recognize Assumptions (Узнавание предположений)

Этот этап заключается в идентификации и осознании ваших собственных предположений и тех, что делают другие. Предположения могут искажать наше восприятие, и их необходимо учитывать при принятии решений.

Пример: если кто-то говорит: "Все студенты любят спорт", это предположение, которое следует распознать и оценить на достоверность.

E – Evaluate Information (Оценка информации)

Здесь речь идет о критической оценке и анализе информации на предмет её точности, релевантности и надежности. Это включает в себя исследование источников, проверку фактов и отличие объективной информации от субъективных мнений.

Пример: если вы читаете статью в новостях, вы должны оценить её источник, автора, дату публикации и контекст, чтобы определить, насколько информация в ней точная и актуальная.

D – Draw Conclusions (Сделать выводы)

После того как предположения были узнаны и информация оценена, следующий этап — это формирование обоснованных и логичных выводов на основе доступной информации. Это также включает в себя рассмотрение альтернативных точек зрения и выбор наиболее подходящего решения или ответа на заданную проблему.

Пример: если вы исследуете вопрос о причинах глобального потепления, после изучения различных источников и данных вы делаете вывод о том, какие факторы являются основными причинами.

Диаграмма “Рыбий скелет” или Диаграмма Исикавы

Графический инструмент для анализа причинно-следственных связей и выявления корневых причин проблем.

Это инструмент визуализации, используемый для определения возможных причин конкретной проблемы или события. Она была разработана Каору Исикавой в 1960-х годах и является популярным методом в области управления качеством и проведения анализа причинно-следственных связей.

Структура диаграммы напоминает рыбий скелет. “Позвоночник" представляет собой проблему или эффект, который необходимо изучить, а "рёбра" — это возможные причины или группы причин этой проблемы. Для каждой конкретной причины можно определять подпричины или связанные факторы, создавая еще больше "рёбер".

Диаграмма "рыбий скелет" полезна для структурирования мозгового штурма, идентификации и визуализации возможных причин проблемы и создания общего понимания причинно-следственных связей в команде.

Метод “Ролевых игр”

Это метод, при котором участники принимают на себя роли и взаимодействуют друг с другом, чтобы воссоздать реальную или вымышленную ситуацию и получить ценный опыт в безопасной и контролируемой среде.

После завершения ролевой игры проводится обсуждение или анализ того, что произошло, какие решения были приняты, и какие уроки можно извлечь.

Сократовский метод вопросов

Это метод, при котором задают глубокие, проникающие в суть вопросы, чтобы помочь человеку осмыслить и анализировать свои убеждения.

Сократовский метод вопросов (или сократовская диалектика) — это форма диалога, при котором одна сторона задаёт вопросы, а другая старается на них ответить. Цель — раскрыть неосознанные предположения, проконтролировать логику аргументов и побудить к критическому осмыслению. Этот метод был основой учебного процесса Сократа и используется в современных педагогических и психотерапевтических подходах.

Вот основные принципы и характерные черты сократовского метода вопросов:

  • Ясность концепций. Сократ часто начинал с вопроса "Что это такое? " или "Что ты имеешь в виду? ". Например, "Что такое счастье? ", "Что такое любовь? " и так далее.
  • Исследование основных предположений. Вопросы могут быть заданы так, чтобы проверить, не принимает ли собеседник какие-то утверждения как данность, не основываясь на доказательствах.
  • Проверка доказательств или аргументов. Сократ часто просил предоставить доказательства или примеры для поддержки утверждений.
  • Углубление взглядов и последствий. С помощью вопросов Сократ рассматривал последствия определенных утверждений, анализировал их с практической точки зрения.
  • Проверка взаимосвязей между утверждениями. Сократ старался выявить противоречия в утверждениях собеседника, задавая такие вопросы, как: "Если это правда, то как же быть с тем, что ты сказал раньше? ".

Важно помнить, что критическое мышление — это не только набор техник или методов, но и образ мышления, который формируется и развивается со временем. Для его развития требуется постоянная практика, рефлексия и готовность к самосовершенствованию.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Статьи на другие темы"
  • Порядок проведения проверки объектов, уязвимых в террористическом отношении
    Добрый день! У меня несколько вопросов по поводу проверки ОВД объекта, уязвимого в террористическом отношении (гостиницы).  1. Можно ли избежать адм. штрафа по ч.1 ст. 149 КоАП РК, если выдали предписание на устранение нарушения в виде недостаточности срока хранения памяти системы видеонаблюдения менее 30 суток? 2.  Распространяются ли нормы предпринимательского кодекса РК на данный вид проверок?  Можно ли запросить, через ходатайство в суд о приобщении к делу графика проверок объектов УТО на соответствующий период и утвержденный местным исполнительным органом? 3. Протокол составлен и направлен в суд. При этом, в копии выданного протокола не указаны ФИО и должность лица, составляющего данный документ. Лист протокола, после того как с него сняли копию, участковый выбросил. В Акте назначения указаны два сотрудника – старший опер управления по противодействию экстремизма и инженер управления информатизации и связи. Однако проверку осуществлял лишь опер. Насколько это правомерно? 4. Можно ли оспорить результаты проверки? 5. Может ли быть уменьшен размер штрафа?
    По первому вопросу: В соответствии с  Постановлением Правительства «Об утверждении перечня объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении», гостиницы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные ил...
  • Расторжение трудового договора по соглашению сторон при ухудшении экономического состояния работодателя
    В период пандемии коронавирусной инфекции у компании существенно снизились объемы продаж. В связи с чем, планируется уволить часть работников.  Обязательно ли в этом случае применять основание, предусмотренное пп. 3) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса (снижение объема производства)?  Имеет ли право работодатель расторгнуть трудовые договоры по соглашению сторон, выплатив работникам аналогичную компенсацию?  
    В описанной Вами ситуации прекращение трудовых отношений с работниками возможно по следующим основаниям: 1) По инициативе работодателя в случаях: сокращения численности или штата работников; снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемы...
  • Ограничение размера неустойки - как защитить поставщика?
    В договоре есть пункт, в котором прописан процент неустойки за неисполнение обязательств и есть ограничения по этой неустойке в размере 5%.
    Неустойка бывает законная (предусмотренная ст. 353 ГК РК, неустойка за неправомерное пользование чужими деньгами) или договорная (предусмотренная договором). В Вашем случае имеет место договорная неустойка. Взыскание неустойки является одним из способов...
  • Может ли санитарка проводить лабораторные анализы?
    Есть ли в законодательстве норма, позволяющая заведующему лабораторией поручать выполнение анализов не дипломированной санитарке?
    Такой нормы в нормативных правовых актах мы не обнаружили. При этом, пп.8) п.7 Стандарта проведения лабораторной диагностики предусмотрено, что одной из основных задач лабораторной диагностики является обеспечение штатной укомплектованности персонала серт...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал