Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Нормативное регулирование рекламы в области здравоохранения в Казахстане


Дата публикации: 2.10.2022
1556


Обязательные требования к рекламе медицинских услуг, медикаментов, биологически активных добавок к пище

Реклама в сфере здравоохранения регулируется:

  • Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
  • Законом Республики Казахстан "О рекламе";
  • Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № ҚР ДСМ-160/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы биологически активных добавок к пище"
  • Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий"
  • Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № ҚР ДСМ-105/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы медицинских услуг (помощи)"

В соответствии со статьей 16 Кодекса, охрана общественного здоровья осуществляется с привлечением органов местного самоуправления, неправительственных организаций и ассоциаций через реализацию социальных проектов и грантов за счет бюджетного финансирования, а также дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством РК.

При этом, общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

В соответствии со статьей 109 Кодекса, профилактика зависимости от психоактивных веществ включает в том числе запрет на рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, внесенных в список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, кроме специализированных печатных изданий, рассчитанных для медицинских и фармацевтических работников, в том числе распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статьей 271 Кодекса предусмотрен запрет на участие медицинских и фармацевтических работников, руководителей медицинских организаций в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии со ст. 56 Кодекса, реклама медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (далее – услуги), лекарственных средств и медицинских изделий (далее - ЛС и МИ), биологически активных добавок к пище (далее - БАД) должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств, исключать сравнения с другими услугами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, биологически активными добавками к пище, не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.

Распространение и размещение рекламы услуг, ЛС и МИ допускаются в СМИ, электронных информационных ресурсах в организациях здравоохранения.

Реклама лекарственных средств должна содержать полные (включая соответствующие ограничения для их использования) и достоверные сведения, исключение которых может повлечь за собой нецелесообразное их использование или неоправданный риск для потребителя.

Контроль за производством, распространением и размещением рекламы осуществляется государственными органами в пределах их компетенции.

Запрещается:

  • реклама ЛС и МИ, БАД, средств профилактики, не зарегистрированных в Республике Казахстан, а также лекарственных средств рецептурного отпуска в СМИ;
  • распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача;
  • использование детей, их изображения и голоса в рекламе ЛС и МИ (кроме предназначенных для детей);
  • распространение и размещение рекламы ЛС и МИ, БАД в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, за исключением рекламы лек. средств на медицинских, фармацевтических конференциях, конгрессах, симпозиумах и других научных совещаниях;
  • размещение рекламной информации на промышленной продукции, рецептурных бланках;
  • размещение наружной (визуальной) рекламы ЛС и МИ;
  • использование медицинских работников, уполномоченных назначать ЛС и МИ, в качестве распространителей рекламы, за исключением случаев предоставления достоверной информации об ЛС и МИ с научной или образовательной целью, а также с целью информирования пациентов;
  • реклама услуг при отсутствии соответствующей лицензии, а также услуг, оказываемых лицами, не имеющими сертификата специалиста в области здравоохранения, в том числе иностранными специалистами;
  • указание в рекламе для населения способов лечения следующих заболеваний: заболеваний, передающихся половым путем, онкологических, психических, поведенческих расстройств (заболеваний), опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета;
  • ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые могут поощрять применение и (или) назначение ЛС и МИ;
  • представлять в рекламе услуги, ЛС и МИ, БАД как уникальные, наиболее безопасные и эффективные;
  • утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлены его природным происхождением;
  • вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги, лечения рекламируемым лекарственным препаратом, БАД является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;
  • приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемой услуге, ЛС и МИ;
  • реклама предложений о совершении сделок в отношении органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) человека.

Административная и уголовная ответственность за рекламу в области здравоохранения (медицины) 

Производство, распространение, размещение и использование рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к рекламе законами Республики Казахстан, влекут административную ответственность по статье 455 КоАП в виде штрафа на физических лиц в размере 60, на должностных лиц – 80, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 120, на субъектов среднего предпринимательства – 170, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 450 МРП. За повторное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания предусматриваются повышенные размеры ответственности.

Также, нарушение обязательных требований к рекламе в области здравоохранения влечет административную ответственность, предусмотренную статьями 423, 424, 426, 428 КоАП, в виде штрафа, в отдельных случаях с приостановлением действия лицензии (приложения к лицензии), конфискацией предметов совершения административного правонарушения и доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Размер штрафа составляет от 10 до 2 000 МРП в зависимости от статуса правонарушителя и вида нарушения.

Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров влечет уголовную ответственность по ст. 299-1 УК РК с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Рекламная деятельность"
  • Субъекты рынка и субъекты предпринимательства - в чем отличие?
    В чем отличие субъекта рынка от субъекта предпринимательства?
    Понятие "субъект рынка" более широкое, чем понятие "субъект предпринимательства". В соответствии со статьей 2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, ка...
  • Апостилирование справки о брачной правоспособности для заключения брака в Республике Беларусь
    Здравствуйте! Нужно ли проставлять апостиль на справке о брачной правоспособности для заключения брака в Белоруссии?
    Республика Беларусь и Республика Казахстан являются участниками Конвенции О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В соответствии со ст.13 указанной Конвенции, документы, которые на территории одной из...
  • Нужно ли согласие соседей на изменение целевого назначения участка?
    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста на какие статьи следует ссылаться в судебном иске к собственнику, который ИЖС сменил целевое назначение на СТО без согласия соседей в частном секторе. Имеет ли значение согласие соседей на возведение здания в частном секторе на земельном участке менее 5 соток высотой в 3 этажа?
    Согласно статье 109 Земельного кодекса, целевое назначение земельных участков, расположенных в населенных пунктах, устанавливается в соответствии с функциональными зонами, и отражается в решениях местных исполнительных органов о предоставлении права на зем...
  • Освобождение от воинской службы в Казахстане
    Здравствуйте! Мне 23 года. Мама погибла 2008 году а отец 2 месяца назад и я единственный ребенок в семье. Подскажите пожалуйста я могу отказаться от службы?
    Здравствуйте! Согласно статье 36 Закона РК «О военной службе и статусе военнослужащих», от призыва на воинскую службу в мирное время освобождаются граждане: признанные не годными к воинской службе по состоянию здоровья; не призванные на за...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал