Нормативное регулирование рекламы в области здравоохранения в Казахстане
Обязательные требования к рекламе медицинских услуг, медикаментов, биологически активных добавок к пище
Реклама в сфере здравоохранения регулируется:
- Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
- Законом Республики Казахстан "О рекламе";
- Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № ҚР ДСМ-160/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы биологически активных добавок к пище"
- Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий"
- Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № ҚР ДСМ-105/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы медицинских услуг (помощи)"
В соответствии со статьей 16 Кодекса, охрана общественного здоровья осуществляется с привлечением органов местного самоуправления, неправительственных организаций и ассоциаций через реализацию социальных проектов и грантов за счет бюджетного финансирования, а также дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством РК.
При этом, общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.
В соответствии со статьей 109 Кодекса, профилактика зависимости от психоактивных веществ включает в том числе запрет на рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, внесенных в список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, кроме специализированных печатных изданий, рассчитанных для медицинских и фармацевтических работников, в том числе распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Статьей 271 Кодекса предусмотрен запрет на участие медицинских и фармацевтических работников, руководителей медицинских организаций в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий.
В соответствии со ст. 56 Кодекса, реклама медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (далее – услуги), лекарственных средств и медицинских изделий (далее - ЛС и МИ), биологически активных добавок к пище (далее - БАД) должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств, исключать сравнения с другими услугами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, биологически активными добавками к пище, не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.
Распространение и размещение рекламы услуг, ЛС и МИ допускаются в СМИ, электронных информационных ресурсах в организациях здравоохранения.
Реклама лекарственных средств должна содержать полные (включая соответствующие ограничения для их использования) и достоверные сведения, исключение которых может повлечь за собой нецелесообразное их использование или неоправданный риск для потребителя.
Контроль за производством, распространением и размещением рекламы осуществляется государственными органами в пределах их компетенции.
Запрещается:
- реклама ЛС и МИ, БАД, средств профилактики, не зарегистрированных в Республике Казахстан, а также лекарственных средств рецептурного отпуска в СМИ;
- распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача;
- использование детей, их изображения и голоса в рекламе ЛС и МИ (кроме предназначенных для детей);
- распространение и размещение рекламы ЛС и МИ, БАД в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, за исключением рекламы лек. средств на медицинских, фармацевтических конференциях, конгрессах, симпозиумах и других научных совещаниях;
- размещение рекламной информации на промышленной продукции, рецептурных бланках;
- размещение наружной (визуальной) рекламы ЛС и МИ;
- использование медицинских работников, уполномоченных назначать ЛС и МИ, в качестве распространителей рекламы, за исключением случаев предоставления достоверной информации об ЛС и МИ с научной или образовательной целью, а также с целью информирования пациентов;
- реклама услуг при отсутствии соответствующей лицензии, а также услуг, оказываемых лицами, не имеющими сертификата специалиста в области здравоохранения, в том числе иностранными специалистами;
- указание в рекламе для населения способов лечения следующих заболеваний: заболеваний, передающихся половым путем, онкологических, психических, поведенческих расстройств (заболеваний), опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета;
- ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые могут поощрять применение и (или) назначение ЛС и МИ;
- представлять в рекламе услуги, ЛС и МИ, БАД как уникальные, наиболее безопасные и эффективные;
- утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлены его природным происхождением;
- вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги, лечения рекламируемым лекарственным препаратом, БАД является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;
- приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемой услуге, ЛС и МИ;
- реклама предложений о совершении сделок в отношении органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) человека.
Административная и уголовная ответственность за рекламу в области здравоохранения (медицины)
Производство, распространение, размещение и использование рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к рекламе законами Республики Казахстан, влекут административную ответственность по статье 455 КоАП в виде штрафа на физических лиц в размере 60, на должностных лиц – 80, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 120, на субъектов среднего предпринимательства – 170, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 450 МРП. За повторное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания предусматриваются повышенные размеры ответственности.
Также, нарушение обязательных требований к рекламе в области здравоохранения влечет административную ответственность, предусмотренную статьями 423, 424, 426, 428 КоАП, в виде штрафа, в отдельных случаях с приостановлением действия лицензии (приложения к лицензии), конфискацией предметов совершения административного правонарушения и доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Размер штрафа составляет от 10 до 2 000 МРП в зависимости от статуса правонарушителя и вида нарушения.
Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров влечет уголовную ответственность по ст. 299-1 УК РК с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос-
Субъекты рынка и субъекты предпринимательства - в чем отличие?В чем отличие субъекта рынка от субъекта предпринимательства?Понятие "субъект рынка" более широкое, чем понятие "субъект предпринимательства". В соответствии со статьей 2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, ка...
-
Апостилирование справки о брачной правоспособности для заключения брака в Республике БеларусьЗдравствуйте! Нужно ли проставлять апостиль на справке о брачной правоспособности для заключения брака в Белоруссии?Республика Беларусь и Республика Казахстан являются участниками Конвенции О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В соответствии со ст.13 указанной Конвенции, документы, которые на территории одной из...
-
Нужно ли согласие соседей на изменение целевого назначения участка?Здравствуйте. Подскажите пожалуйста на какие статьи следует ссылаться в судебном иске к собственнику, который ИЖС сменил целевое назначение на СТО без согласия соседей в частном секторе. Имеет ли значение согласие соседей на возведение здания в частном секторе на земельном участке менее 5 соток высотой в 3 этажа?Согласно статье 109 Земельного кодекса, целевое назначение земельных участков, расположенных в населенных пунктах, устанавливается в соответствии с функциональными зонами, и отражается в решениях местных исполнительных органов о предоставлении права на зем...
-
Освобождение от воинской службы в КазахстанеЗдравствуйте! Мне 23 года. Мама погибла 2008 году а отец 2 месяца назад и я единственный ребенок в семье. Подскажите пожалуйста я могу отказаться от службы?Здравствуйте! Согласно статье 36 Закона РК «О военной службе и статусе военнослужащих», от призыва на воинскую службу в мирное время освобождаются граждане: признанные не годными к воинской службе по состоянию здоровья; не призванные на за...
-
Общие требования к рекламе, запреты и ограничения на рекламу в КазахстанеДата публикации: 1.10.2022.
Последнее обновление: 6.10.2022.Цена: Бесплатно -
Виды рекламы в Казахстане и их нормативное регулированиеДата публикации: 1.10.2022.
Последнее обновление: 7.10.2022.Цена: Бесплатно -
Ответственность за ненадлежащую рекламу в Республике КазахстанеДата публикации: 30.09.2022.
Последнее обновление: 18.10.2022.Цена: Бесплатно -
Участие несовершеннолетних в рекламе по законодательству Республики КазахстанДата публикации: 4.10.2022.
Последнее обновление: 6.10.2022.Цена: Бесплатно -
Реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг по законодательству Республики КазахстанДата публикации: 4.10.2022.
Последнее обновление: 7.10.2022.Цена: Бесплатно