Нормативное регулирование рекламы в области здравоохранения в Казахстане
Обязательные требования к рекламе медицинских услуг, медикаментов, биологически активных добавок к пище
Реклама в сфере здравоохранения регулируется:
- Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
- Законом Республики Казахстан "О рекламе";
- Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № ҚР ДСМ-160/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы биологически активных добавок к пище"
- Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий"
- Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № ҚР ДСМ-105/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы медицинских услуг (помощи)"
В соответствии со статьей 16 Кодекса, охрана общественного здоровья осуществляется с привлечением органов местного самоуправления, неправительственных организаций и ассоциаций через реализацию социальных проектов и грантов за счет бюджетного финансирования, а также дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством РК.
При этом, общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.
В соответствии со статьей 109 Кодекса, профилактика зависимости от психоактивных веществ включает в том числе запрет на рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, внесенных в список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, кроме специализированных печатных изданий, рассчитанных для медицинских и фармацевтических работников, в том числе распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Статьей 271 Кодекса предусмотрен запрет на участие медицинских и фармацевтических работников, руководителей медицинских организаций в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий.
В соответствии со ст. 56 Кодекса, реклама медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (далее – услуги), лекарственных средств и медицинских изделий (далее - ЛС и МИ), биологически активных добавок к пище (далее - БАД) должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств, исключать сравнения с другими услугами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, биологически активными добавками к пище, не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.
Распространение и размещение рекламы услуг, ЛС и МИ допускаются в СМИ, электронных информационных ресурсах в организациях здравоохранения.
Реклама лекарственных средств должна содержать полные (включая соответствующие ограничения для их использования) и достоверные сведения, исключение которых может повлечь за собой нецелесообразное их использование или неоправданный риск для потребителя.
Контроль за производством, распространением и размещением рекламы осуществляется государственными органами в пределах их компетенции.
Запрещается:
- реклама ЛС и МИ, БАД, средств профилактики, не зарегистрированных в Республике Казахстан, а также лекарственных средств рецептурного отпуска в СМИ;
- распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача;
- использование детей, их изображения и голоса в рекламе ЛС и МИ (кроме предназначенных для детей);
- распространение и размещение рекламы ЛС и МИ, БАД в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, за исключением рекламы лек. средств на медицинских, фармацевтических конференциях, конгрессах, симпозиумах и других научных совещаниях;
- размещение рекламной информации на промышленной продукции, рецептурных бланках;
- размещение наружной (визуальной) рекламы ЛС и МИ;
- использование медицинских работников, уполномоченных назначать ЛС и МИ, в качестве распространителей рекламы, за исключением случаев предоставления достоверной информации об ЛС и МИ с научной или образовательной целью, а также с целью информирования пациентов;
- реклама услуг при отсутствии соответствующей лицензии, а также услуг, оказываемых лицами, не имеющими сертификата специалиста в области здравоохранения, в том числе иностранными специалистами;
- указание в рекламе для населения способов лечения следующих заболеваний: заболеваний, передающихся половым путем, онкологических, психических, поведенческих расстройств (заболеваний), опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета;
- ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые могут поощрять применение и (или) назначение ЛС и МИ;
- представлять в рекламе услуги, ЛС и МИ, БАД как уникальные, наиболее безопасные и эффективные;
- утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлены его природным происхождением;
- вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги, лечения рекламируемым лекарственным препаратом, БАД является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;
- приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемой услуге, ЛС и МИ;
- реклама предложений о совершении сделок в отношении органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) человека.
Административная и уголовная ответственность за рекламу в области здравоохранения (медицины)
Производство, распространение, размещение и использование рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к рекламе законами Республики Казахстан, влекут административную ответственность по статье 455 КоАП в виде штрафа на физических лиц в размере 60, на должностных лиц – 80, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 120, на субъектов среднего предпринимательства – 170, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 450 МРП. За повторное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания предусматриваются повышенные размеры ответственности.
Также, нарушение обязательных требований к рекламе в области здравоохранения влечет административную ответственность, предусмотренную статьями 423, 424, 426, 428 КоАП, в виде штрафа, в отдельных случаях с приостановлением действия лицензии (приложения к лицензии), конфискацией предметов совершения административного правонарушения и доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Размер штрафа составляет от 10 до 2 000 МРП в зависимости от статуса правонарушителя и вида нарушения.
Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров влечет уголовную ответственность по ст. 299-1 УК РК с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос-
Обязано ли ТОО иметь службу безопасности и охраны труда?Частный медицинский центр в форме ТОО оказывает медицинские услуги населению (амбулаторно-поликлиническая помощь и услуги дневного стационара). Должен ли центр иметь службу безопасности и охраны труда?В соответствии со статьей 201 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель обязан осуществлять внутренний контроль по безопасности и охране труда в целях соблюдения установленных требований по безопасности и охране труда на рабочих местах и принятия...
-
Ответ Министра здравоохранения РК на вопрос № 726777 от 23.02.2022 года, по вопросу проведения предсменных и послесменных осмотров медицинских работниковМожет ли организация, основной деятельностью которой не является оказание медицинской помощи, при этом имеющая соответствующую лицензию на доврачебную медицинскую помощь и соответствующего медицинского работника в штате, осуществлять предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры работников этой же организации.Источник: dialog.egov.kz Ажар Гиният 23.02.2022 Уважаемый Берикбол Бакытбек! Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение в пределах компетенции, сообщает следующее. Согл...
-
Место выполнения работыВ соответствии со статьей 28 Трудового кодекса в трудовом договоре необходимо указать место выполнения работы. Возникает вопрос, что понимается под местом выполнения работы и обязательно ли прописывать точный почтовый адрес офиса (улицу, номер дома)?На данный вопрос затруднительно дать однозначный ответ, поскольку понятие "место выполнения работы" Трудовым кодексом РК не определено. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее. Подпунктом 3) пункта 1 статьи 28 Трудового кодекса РК предусмотрено, ч...
-
Обязан ли работодатель создавать службу безопасности и охраны труда?Организация занимается поставкой товаров народного потребления. Штат относительно небольшой, 40 человек. Должна ли быть служба безопасности и охраны труда?Статья 202 Трудового кодекса РК предусматривает: "Пункт 1. В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 50 работников ра...
-
Общие требования к рекламе, запреты и ограничения на рекламу в КазахстанеПоследнее обновление: 6.10.2022.
Дата публикации: 1.10.2022. -
Виды рекламы в Казахстане и их нормативное регулированиеПоследнее обновление: 7.10.2022.
Дата публикации: 1.10.2022. -
Ответственность за ненадлежащую рекламу в Республике КазахстанеПоследнее обновление: 18.10.2022.
Дата публикации: 30.09.2022. -
Участие несовершеннолетних в рекламе по законодательству Республики КазахстанПоследнее обновление: 6.10.2022.
Дата публикации: 4.10.2022. -
Реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг по законодательству Республики КазахстанПоследнее обновление: 7.10.2022.
Дата публикации: 4.10.2022.