Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Нормативное регулирование рекламы в области здравоохранения в Казахстане


Дата публикации: 2.10.2022
2355


Обязательные требования к рекламе медицинских услуг, медикаментов, биологически активных добавок к пище

Реклама в сфере здравоохранения регулируется:

  • Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
  • Законом Республики Казахстан "О рекламе";
  • Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № ҚР ДСМ-160/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы биологически активных добавок к пище"
  • Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий"
  • Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № ҚР ДСМ-105/2020 "Об утверждении правил осуществления рекламы медицинских услуг (помощи)"

В соответствии со статьей 16 Кодекса, охрана общественного здоровья осуществляется с привлечением органов местного самоуправления, неправительственных организаций и ассоциаций через реализацию социальных проектов и грантов за счет бюджетного финансирования, а также дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством РК.

При этом, общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

В соответствии со статьей 109 Кодекса, профилактика зависимости от психоактивных веществ включает в том числе запрет на рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, внесенных в список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, кроме специализированных печатных изданий, рассчитанных для медицинских и фармацевтических работников, в том числе распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статьей 271 Кодекса предусмотрен запрет на участие медицинских и фармацевтических работников, руководителей медицинских организаций в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии со ст. 56 Кодекса, реклама медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (далее – услуги), лекарственных средств и медицинских изделий (далее - ЛС и МИ), биологически активных добавок к пище (далее - БАД) должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств, исключать сравнения с другими услугами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, биологически активными добавками к пище, не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний.

Распространение и размещение рекламы услуг, ЛС и МИ допускаются в СМИ, электронных информационных ресурсах в организациях здравоохранения.

Реклама лекарственных средств должна содержать полные (включая соответствующие ограничения для их использования) и достоверные сведения, исключение которых может повлечь за собой нецелесообразное их использование или неоправданный риск для потребителя.

Контроль за производством, распространением и размещением рекламы осуществляется государственными органами в пределах их компетенции.

Запрещается:

  • реклама ЛС и МИ, БАД, средств профилактики, не зарегистрированных в Республике Казахстан, а также лекарственных средств рецептурного отпуска в СМИ;
  • распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача;
  • использование детей, их изображения и голоса в рекламе ЛС и МИ (кроме предназначенных для детей);
  • распространение и размещение рекламы ЛС и МИ, БАД в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, за исключением рекламы лек. средств на медицинских, фармацевтических конференциях, конгрессах, симпозиумах и других научных совещаниях;
  • размещение рекламной информации на промышленной продукции, рецептурных бланках;
  • размещение наружной (визуальной) рекламы ЛС и МИ;
  • использование медицинских работников, уполномоченных назначать ЛС и МИ, в качестве распространителей рекламы, за исключением случаев предоставления достоверной информации об ЛС и МИ с научной или образовательной целью, а также с целью информирования пациентов;
  • реклама услуг при отсутствии соответствующей лицензии, а также услуг, оказываемых лицами, не имеющими сертификата специалиста в области здравоохранения, в том числе иностранными специалистами;
  • указание в рекламе для населения способов лечения следующих заболеваний: заболеваний, передающихся половым путем, онкологических, психических, поведенческих расстройств (заболеваний), опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета;
  • ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов, которые могут поощрять применение и (или) назначение ЛС и МИ;
  • представлять в рекламе услуги, ЛС и МИ, БАД как уникальные, наиболее безопасные и эффективные;
  • утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлены его природным происхождением;
  • вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги, лечения рекламируемым лекарственным препаратом, БАД является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;
  • приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемой услуге, ЛС и МИ;
  • реклама предложений о совершении сделок в отношении органов (части органа) и (или) тканей (части ткани) человека.

Административная и уголовная ответственность за рекламу в области здравоохранения (медицины) 

Производство, распространение, размещение и использование рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к рекламе законами Республики Казахстан, влекут административную ответственность по статье 455 КоАП в виде штрафа на физических лиц в размере 60, на должностных лиц – 80, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 120, на субъектов среднего предпринимательства – 170, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 450 МРП. За повторное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания предусматриваются повышенные размеры ответственности.

Также, нарушение обязательных требований к рекламе в области здравоохранения влечет административную ответственность, предусмотренную статьями 423, 424, 426, 428 КоАП, в виде штрафа, в отдельных случаях с приостановлением действия лицензии (приложения к лицензии), конфискацией предметов совершения административного правонарушения и доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Размер штрафа составляет от 10 до 2 000 МРП в зависимости от статуса правонарушителя и вида нарушения.

Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров влечет уголовную ответственность по ст. 299-1 УК РК с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Рекламная деятельность"
  • Законно ли лишение премии за больничный?
    Отказали в выплате премии в честь дня медицинского работника по причине нахождения на больничном по беременности и родам. Насколько правомерны действия работодателя?
    Премии как и другие выплаты стимулирующего характера входят в состав «заработной платы», но при этом не являются ее обязательной составляющей. Решения о премировании работников, включая размеры премий и их периодичность полностью возлагаются н...
  • Как посчитать неустойку (пеню) за несвоевременную выплату заработной платы?
    Ситуация. Компания задержала выплату заработной платы уволившемуся работнику, но незначительно. Работник уже после получения полного расчета написала жалобу в инспекцию труда. Что за это грозит работодателю и какие наши дальнейшие действия? 
    Размер пени за задержку выплаты заработной платы В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Трудового кодекса Республики Казахстан, расчет при увольнении производится не позднее 3-х рабочих дней после прекращения трудового договора. Нарушение указанного срока,...
  • Лишение премии в честь государственного праздника
    Здравствуйте! Я работаю в государственном учреждении. Отдельным сотрудникам не выдали премии в честь Дня конституции без уважительных причин. Это правомерно?
    В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РК, для усиления повышения заинтересованности работников в увеличении эффективности производства и качества выполняемых работ работодателем могут вводиться системы премирования и другие формы стимулирования т...
  • В какой срок платить заработную плату и аванс в Республике Казахстан?
    В какой срок работодатель должен выплачивать заработную плату в соответствии с действующим законодательством? Обязан ли работодатель выплачивать аванс по требованию сотрудников в частной компании - ТОО?
    Сроки выплаты заработной платы Данный вопрос регулируется статьей 113 Трудового кодекса Республики Казахстан, которая гласит: Заработная плата устанавливается и выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал