Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
Актуальные версии договоров на транспортные услуги
Ответственность экспедитора: нормативное регулирование
За нарушение обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по общим правилам, установленным главой 20 Гражданского кодекса Республики Казахстан. <п. 1 ст. 713 ГК РК>
Глава 20 ГК РК «Ответственность за нарушение обязательства» регламентирует общие основания ответственности за нарушение договорных обязательств, которые распространяются в том числе на правоотношения договора транспортной экспедиции.
Так, ст. 350 ГК РК предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные нарушением (неисполнением или ненадлежащим исполнением) обязательства. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). <п. 4 ст. 9 ГК РК>
Если иное не предусмотрено законодательством или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения либо в день фактического платежа. При определении размера упущенной выгоды учитываются меры, предпринятые кредитором для ее получения и сделанные с этой целью приготовления.
Таким образом, за нарушение экспедитором договорных обязательств, клиент вправе потребовать возмещения убытков в полном объеме (реальный ущерб и упущенную выгоду), за исключением случаев, когда договором транспортной экспедиции предусмотрено, что упущенная выгода возмещению не подлежит.
По общему правилу, если договором предусмотрена неустойка, убытки возмещаются должником в части, непокрытой неустойкой. При этом, в договоре стороны вправе предусмотреть случаи, в которых могут быть взысканы:
- убытки в полном объеме сверх неустойки;
- только неустойка;
- только убытки.
Стоит отметить, что норма, предусматривающая исключение вины должника, доказавшего, что он принял все возможные меры для надлежащего исполнения договорных обязательств к экспедитору не применима. <п. 1 ст. 359 ГК РК>
Обусловлено это тем, что транспортно-экспедиторская деятельность является предпринимательской деятельностью, осуществляемой от имени, за риск и под имущественную ответственность экспедитора. <ст. 10 ГК РК>
См. также: "Неустойка (штраф, пеня) - понятие, виды, размеры, порядок взыскания"
Меры ответственности экспедитора предусмотренные договором
Как правило, в договре предусматривается ответственность за:
- несвоевременную подачу транспорта под погрузку (разгрузку);
- срыв загрузки (неподачу транспортного средства);
- несвоевременную доставку груза;
- иные нарушения обязательств, предусмотренных договором.
Освобождение экспедитора от ответственности
На законодательном уровне освобождение экспедитора от ответственности предусматривается исключительно в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), то есть чрезвычайных непредотвратимых обстоятельств, не зависящих от воли экспедитора, в частности: стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение и т.п. Как правило, перечень таких обстоятельств конкретизируется сторонами в договоре транспортной экспедиции.
При этом, бремя доказывания возникновения непреодолимой силы несет лицо, надлежащее исполнение обязательств которого оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Договором могут быть предусмотрены дополнительные условия освобождения экспедитора от ответственности, например:
"Экспедитор не несет ответственность:
- за внутритарную недостачу и повреждение грузов при целостности упаковки;
- за недостачу, повреждение (порчу) грузов при неисполнении Клиентом требований по надлежащей упаковке грузов без возможности доступа к содержимому, укладке, увязке, закреплению штучных грузов, тарных грузов в транспортном средстве, согласно техническим условиям и требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности транспортных средств;
- если факт утраты, недостачи или повреждения грузов был установлен после его принятия Грузополучателем."
Ограничение размера ответственности экспедитора
Ограничение размера ответственности экспедитора предусмотрено п. 2 ст. 713 ГК РК: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется теми же правилами, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
То есть, размер ответственности экспедитора перед клиентом в таких случаях не может превышать размер ответственности перевозчика, предусмотренный действующим законодательством.
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос-
В каких случаях перевозчик не несет ответственность за повреждение грузаПри перевозке производственного оборудования оно было повреждено по причине неправильного закрепления. При этом, загрузка осуществлялась заказчиком. Вчера в адрес нашей компании поступила претензия от заказчика с требованием о возмещении полной стоимости оборудования и возврате уплаченной за перевозку суммы. Такой вопрос, действительно ли перевозчик должен нести ответственность за повреждение груза, даже если это произошло из-за халатности заказчика?См. также: актуальные статьи и ответы юристов по теме "транспортные услуги". Статьей 705 ГК РК установлена обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза с момента его принятия и до выдачи получателю. При этом, перевозчик отвечает за утрату груза,...
-
Перевозка грузов автотранспортом на основании товарно-транспортной накладнойВ соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Республики Казахстан, договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного законодательными актами о транспорте.Перевозка грузов на основании ТТН В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Республики Казахстан, договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, пр...
-
Заключение договора в иностранной валюте с нерезидентомТОО заключает договор на оказание образовательных услуг (повышение квалификации) с нерезидентами - физическими лицами. Можно ли стоимость услуг в договоре указать в иностранной валюте?В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Республики Казахстан: Денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге (статья 127 настоящего Кодекса), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актам...
-
Можно ли использовать факсимиле?Гражданское законодательство РК не предусматривает определение понятия «факсимиле». Вместе с тем, предусматривается такое понятие, как «факсимильное копирование подписи».Гражданское законодательство РК не предусматривает определение понятия «факсимиле». Вместе с тем, предусматривается такое понятие, как «факсимильное копирование подписи». Согласно пункту 2 статьи 152 Гражданского кодекса РК, сделка...
-
Претензии и иски по договорам перевозки грузов автомобильным транспортомПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 7.05.2022. -
Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортомПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 4.05.2022. -
Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедицииПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 2.05.2022. -
Понятие и основные характеристики договора транспортной экспедицииПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 19.10.2020. -
Понятие и основные характеристики договора перевозкиПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 9.04.2020.