Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции
Договор перевозки грузов и договор транспортной экспедиции по своей правовой природе являются договорами на оказание транспортных услуг, но при этом имеют значительные отличия.
Перевозке грузов посвящена глава 34 Гражданского кодекса республики Казахстан, транспортная экспедиция выделена в отдельную, 35 главу.
Среди основных отличий между рассматриваемыми договорами можно выделить следующие:
Стороны договора перевозки и транспортной экспедиции
Сторонами договора перевозки являются перевозчик и отправитель. Как правило, это транспортная компания и собственник груза.
Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент, в качестве которого может выступать отправитель, получатель или иное заинтересованное в услугах экспедитора лицо.
Предмет договора перевозки и транспортной экспедиции
По своей сути, перевозка – это перемещение груза из пункта отправки в пункт назначения. Таким образом, договор перевозки регулирует порядок транспортировки груза и вручения его получателю.
Такой договор может заключаться в том числе путем составления транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного законодательными актами о транспорте <ст. 689 ГК РК>
Понятие транспортной экспедиции является более сложным и предполагает довольно широкий спектр услуг по организации перевозки грузов, в том числе: заключение экспедитором договоров перевозки грузов (от имени клиента или от своего имени); подбор подходящего типа транспорта; определение оптимального маршрута; получение требующихся для экспорта или импорта документов; оформление товаросопроводительных документов; таможенное оформление грузов; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; получение грузов в пункте назначения; проверка количества и состояния грузов; погрузка и выгрузка грузов; страхование, хранение грузов; иные услуги, связанные с организацией перевозки грузов <ст. 708 ГК РК>
Конкретный перечень предоставляемых экспедитором услуг определяется договором транспортной экспедиции.
Кроме того, по договору транспортной экспедиции экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.
Срок исковой давности, подсудность по договорам перевозки и транспортной экспедиции
По требованиям, вытекающим из договоров перевозки грузов, срок исковой давности составляет один год.
При этом, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является обязательным <ст.17-1 Закона о транспорте в Республике Казахстан>.
В отличие от перевозки, для транспортной экспедиции применяется общеустановленный срок исковой давности (три года).
Кроме того, в отношении перевозки предусматривается исключительная подсудность: иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика (транспортной организации, индивидуального предпринимателя) <ст. 31 ГПК РК>
См. также: "Претензии и иски по договорам перевозки"
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос
-
Участие консорциума в государственных закупкахДва ТОО планируют объединиться для участия в государственных закупках на основании договора о совместной деятельности. Что для этого нужно и есть ли дополнительные требования к консорциуму, как поставщику?Что необходимо для участия консорциума в государственных закупках? Согласно пп. 24) п. 1 ст. 2 Закона РК «О государственных закупках», в качестве поставщика может выступать в том числе временное объединение юридических лиц (консорциум), выступ...
-
В каких случаях перевозчик не несет ответственность за повреждение грузаПри перевозке производственного оборудования оно было повреждено по причине неправильного закрепления. При этом, загрузка осуществлялась заказчиком. Вчера в адрес нашей компании поступила претензия от заказчика с требованием о возмещении полной стоимости оборудования и возврате уплаченной за перевозку суммы. Такой вопрос, действительно ли перевозчик должен нести ответственность за повреждение груза, даже если это произошло из-за халатности заказчика?См. также: актуальные статьи и ответы юристов по теме "транспортные услуги". Статьей 705 ГК РК установлена обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза с момента его принятия и до выдачи получателю. При этом, перевозчик отвечает за утрату груза,...
-
НКО как сторона публичного договораМожет ли некоммерческая организация заключать публичные договоры?В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Гражданского кодекса РК, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию у...
-
Оплата по договору между юридическими лицами и ИППлатежи и переводы денег на территории РК осуществляются как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи). Однако в отношении юридических лиц и ИП имеются определенные ограничения по осуществлению платежей с использованием наличных денег.В соответствии с действующим законодательством, платеж – исполнение денежного обязательства с использованием наличных денег и (или) платежных инструментов. Платежи и (или) переводы денег на территории Республики Казахстан осуществляются как с исполь...
-
Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортомПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 4.05.2022. -
Претензии и иски по договорам перевозки грузов автомобильным транспортомПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 7.05.2022. -
Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедицииПоследнее обновление: 12.01.2023.
Дата публикации: 7.05.2022. -
Понятие и основные характеристики договора транспортной экспедицииПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 19.10.2020. -
Понятие и основные характеристики договора перевозкиПоследнее обновление: 8.01.2023.
Дата публикации: 9.04.2020.