WhatsApp
Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Досудебное урегулирование споров в странах СНГ


Дата публикации: 25.03.2021
1641


Каждый человек, ставший участником спора или иного конфликта по собственной воле или помимо своей воли, надеется на его скорейшее и справедливое разрешение. Такие обстоятельства побуждают искать правду в суде. К сожалению, загруженность судов нередко влечет нарушение разумных сроков рассмотрения дел и низкое качество судебных решений, а следовательно, снижает эффективность судебной защиты. Увеличение числа судей и количества судов не выход из такой ситуации. Разумной мерой, способной решить эту проблему, автор находит в расширении сферы применения досудебных процедур урегулирования споров. В данной статье рассмотрены досудебные процедуры урегулирования споров и иных социальных конфликтов, рассмотренных в соответствии с законодательством стран СНГ.

Судебная защита прав и законных интересов осуществляется судами в порядке конституционного, гражданского, административного, арбитражного, уголовного судопроизводства, основана на принципах права и морали и направлена на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав и законных интересов, устранение угрозы нарушения, посредством применения предусмотренных законодательством Российской Федерации способов защиты, а также способов, предусмотренных нормами международного права, признанными Российской Федерацией и международными договорами.

Досудебный порядок урегулирования спора есть возможность урегулирования спора до обращения в суд. Если спор не будет урегулирован в таком порядке, устраняется запрет на последующее обращение в суд. Конституция РФ в статье 33 предусматривает, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Спор может быть урегулирован и без участия суда самими спорящими лицами, в том числе с участием третьих лиц, например медиаторов.

Несоблюдение досудебного порядка, когда он является обязательным, признается основанием для возвращения искового заявления истцу, а в случае, если ошибочно было принято к производству – оставлению без рассмотрения. Как свидетельствует обобщение судебной практики, проводимые ежегодно по многим категориям дел Московским городским судом, Научно-консультативным советом, при Московском городском суде, суды города Москвы нередко возвращают или оставляют без рассмотрения исковые заявления в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования споров. К сожалению, в РФ не ведется статистика числа возвращенных исковых заявлений и заявлений, оставленных без рассмотрения по такому основанию. 

В РФ действует несколько досудебных процедур урегулирования споров, а именно:

1) претензионный порядок;

2) предоставление судом срока примирения, в том числе принятия решения о проведении процедуры медиации;

3) проведение переговоров;

4) институт страхового, финансового омбутсмена;

5) соглашение сторон;

6) направление предложения об изменении или расторжении договора;

7) обращение с заявлением в вышестоящий орган и др.

Некоторые досудебные процедуры предусмотрены иными нормативными правовыми актами и также являются обязательными, например указами Президента, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими.

Порядок досудебного урегулирования споров в государствах – участниках СНГ регламентируется правилами, изложенными в Уставе СНГ, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Кишиневе 7 октября 2002 года, Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами – участниками СНГ от 20 марта 1992 года, Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ, Модельном законе о медиации (внесудебном урегулировании споров), Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств – участников Содружества, Соглашении о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (заключено в Бишкеке 9 октября 1992 года).

В соответствии с разделом IV Устава государства – члены СНГ принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международной организации. Первая категория споров, упомянутая в Уставе СНГ, подлежит урегулированию посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (статья 17).

Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (статья 18).

Таким образом, Устав предусматривает досудебный порядок урегулирования споров путем переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре.

Законодательство стран СНГ предусматривает такие формы досудебного урегулирования споров как направление обращений в государственные органы, проведение переговоров, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, медиацию.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.



Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Гражданское судопроизводство"
  • Ответ Министра национальной экономики РК на обращение по вопросу освобождения от уплаты налогов субъектов малого бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
    Добрый день. 28 декабря 2019 года подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте», в котором предусмотрена норма освобождения микро и малого бизнеса от уплаты налога на прибыль на трехлетний период. В соответствии с новой статьей 57-4 Налогового кодекса на 100% освобождаются от уплаты налогов с дохода налогоплательщики, применяющие спец.режимы: патент, упрощенная декларация, режим Фиксированного вычета и СНР для производителей сельхозпродукции. При этом данная льгота по налогу на прибыль не распространяется на налогоплательщиков осуществляющих определенные статьей виды деятельности, в том числе и внешнеэкономическую деятельность. Дайте, пожалуйста, разъяснения касательно условий применения внешнеэкономической деятельности: Внешнеэкономическая деятельность – это импорт и экспорт товаров с территории и на территорию РК или территорию таможенного союза? Импорт товаров с территории стран ЕАЭС является внешнеэкономической деятельностью? Или перемещение товаром между странами евразийского экономического союза не является внешнеэкономической деятельностью?
    Источник: Электронное правительство. Открытый диалог e-gov Уважаемая Марина Девяткина! Благодарим Вас за обращение! Законом Республики Казахстан «О введении в действие Налогового кодекса» определено, что положение по освобождению налогов на до...
  • Обязан ли работодатель заключать коллективный договор?
    По трудовому законодательству должны частные компании заключать коллективный договор или нет?
    Является ли коллективный договор обязательным документом? В соответствии со статьей 156 Трудового кодекса РК: "Сторонами коллективного договора являются работодатель и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке. Предложен...
  • Допустимо ли одностороннее увеличение Управляющей компанией тарифа за обслуживание многоквартирного дома?
    В течение 5 лет я сдаю квартиру в ЖК под офис (на законных основаниях, как ИП). В этом месяце получил письмо от Управляющей компании, в котором прописано, что так как квартира сдается под офис, я обязан подписать дополнительное соглашение к договору управления об изменении тарифа (ровно вдвое), в противном случае тариф будет изменен УК в одностороннем порядке. К письму приложен протокол собрания собственников от 2008 года (тринадцатилетней давности), согласно которому для офисов установлен двойной тариф. В протоколе также указано приложение – список участников общего собрания, однако список не приложен. Протокол подписан секретарем, подписей собственников нет.  Действительно ли я обязан платить по завышенному тарифу, если не проживаю в квартире, а сдаю в аренду под офис? Может ли протокол тринадцатилетней давности являться основанием для увеличения тарифа? Как мне поступить в сложившейся ситуации?
    По результатам рассмотрения Вашего вопроса, считаем, что одностороннее увеличение тарифа на эксплуатационные услуги со стороны управляющей компании является незаконным и необоснованным, по указанным далее основаниям. В соответствии с действующим гражданск...
  • Работник два месяца на больничном - что делать работодателю?
    Работник более двух месяцев не работает, говорит что находится на больничном. Что в этом случае можно сделать? Можно ли его уволить?
    Пунктом 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по своей инициативе.  Одним из оснований расторжения является - неявка работник...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал