Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Децентрализация в управлении бизнесом


Дата публикации: 8.11.2022
1084


Что такое децентрализация?

Децентрализация – это метод ведения хозяйственной, финансовой, управленческой деятельности, который не зависит от центрального управляющего органа, предусматривающий делегирование полномочий и ответственности за принятие решений.

«Не кладите яйца в одну корзину!» - гласит древняя английская пословица о вложении инвестиций. Это тоже своего рода децентрализация, но уже финансов. Вклады в разнонаправленные финансовые механизмы редко дают проседание разом, за исключением случаев возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.

В части управления бизнесом, этот термин также актуален.

По сути децентрализация является одним из основных принципов успешного управления крупным и средним бизнесом, при условии, если говорить о "разумном делегировании полномочий".

Учитывая постоянно возрастающую сложность бизнес-процессов, каким бы опытным не был менеджер (управляющий), один человек не может контролировать все без исключения процессы компании и принимать оперативные решения. У него просто не хватит на это ни времени, ни сил.

Не стоит исключать влияние психологического фактора. Рядовой работник выполняет задание с большей энергией и ответственностью, если ему предоставляется возможность действительного контроля над ситуацией.

В некоторых случаях децентрализация управленческих функций неизбежна, например, при большом количестве или территориальной разобщенности структурных подразделений организации.

В качестве примера можно привести:

  • медицинские университеты, которые имеют университетские клиники, расположенные в разных частях города;
  • банки, которые в большинстве своем имеют множество филиалов для обслуживания населения;
  • компании, управляющие коммерческой недвижимостью.

В перечисленных случаях руководителям таких подразделений, как правило, предоставляется больший объем полномочий по сравнению с руководителями других подразделений. В частности, предоставляются полномочия по закупке материалов, заключению от имени компании договоров, управлению персоналом, участию при проведении проверок уполномоченными органами и другие.

Плюсы децентрализации

К основным плюсам децентрализации можно отнести:

  • повышение эффективности работы через стимулирование инициативы, раскрытия потенциальных возможностей работников на нижних уровнях управления;
  • повышение оперативности в принятии решений по текущим вопросам деятельности компании;
  • адаптивность компании к новым условиям.

При этом, децентрализация эффективна только в том случае, если на нижних уровнях управленческой иерархии принимаются взвешенные, обоснованные решения, которые не требуют утверждения высшим руководством.

Минусы децентрализации

К основным минусам децентрализации можно отнести:

  • обособленность структурных подразделений компании, что может привести к конфликтам и отсутствию единства в действиях;
  • ослабление контроля, которое может способствовать принятию менеджерами неэффективных решений или решений не в интересах компании;
  • риск возникновения хаоса в управляемых процессах;
  • риск возникновения негативных финансовых и правовых последствий в результате возможных злоупотреблений, административных ошибок и неэффективного использования активов компании.

Перечисленные выше минусы полностью исключить невозможно, однако можно свести к минимуму риск связанных с ними негативных последствий, то есть довести до уровня, не имеющего критичного значения для компании.

В целях минимизации возможных рисков, необходимо следующее:

  • определить круг решений, делегируемых менеджерам на разных уровнях управленческой иерархии. Эти решения должны быть важными для компании, однако не должны иметь критичное влияние на деятельность компании в целом. Перечень делегированных решений должен быть четко сформулирован и закреплен документально в доверенностях и внутренних нормативных документах компании (например, положениях о структурных подразделениях);
  • если менеджерам предоставляется право подписывать договоры и иные документы от имени компании, необходимо разработать и утвердить типовые формы таких договоров и документов с участием квалифицированных специалистов (юристов, финансистов);
  • продумать и внедрить систему контроля и управления отчетностью с использованием электронных информационных ресурсов. Отчеты должны иметь регулярность и содержание, позволяющие оперативно реагировать на ошибки, при этом не создавать излишнюю бюрократию. Особенно это касается систем ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В этой части важно предусмотреть возможность для высшего руководства и финансовой службы просматривать текущие операции и события в режиме реального времени;
  • внедрить систему оценки эффективности работы, которая позволит стимулировать менеджеров на принятие решений, согласующихся с целями компании. Симулирование должно быть комплексным, сочетающим методы и морального и материального стимулирования.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"
  • Обязательно ли наличие учредительного договора ТОО?
    Подписание учредительного договора при создании ТОО является правом или обязанностью учредителей? 
    В соответствии со статьей 13 Закона РК "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", создание ТОО начинается с заключения его учредителями учредительного договора  и завершается государственной регистрацией ТОО в качестве юридиче...
  • Каков порядок перерегистрации ТОО, если в результате покупки доли другого участника в ТОО остался единственный участник?
    В ТОО состоящем из двух участников (физические лица, граждане РК) один дин участник продал свою долю в уставном капитале второму участнику. То есть, остался единственный участник. Какие в данном случае нужны документы для государственной перерегистрации ТОО? Нужно ли вносить изменения в устав? Что делать с учредительным договором? Как сменить директора? Нужно ли уведомлять о перерегистрации налоговые органы? Нужно ли открывать счет в банке?
    См. также: "Смена участников ТОО: процедура, порядок перерегистрации" Перечень документов для перерегистрации ТОО в связи с продажей 100% доли в ТОО В рассматриваемом случае перерегистрация через портал egov.kz не возможна, так как сторонами договора куп...
  • Переход с типового устава на индивидуально разработанный
    ТОО осуществляет деятельность на основании типового устава. В настоящее время учредители хотят разработать свой устав в целях ограничения полномочий директора. Вопрос: может ли ТОО иметь свой устав, если при регистрации было указано, что деятельность осуществляется на основании типового.
    См. также: "Преимущества разработки индивидуального устава" Действующим законодательством не предусмотрено норм, прямо указывающих на возможность или запрет перехода на индивидуально разработанный устав.  При этом, статьей 18 Закона Республики Казах...
  • Код ОКЭД для электронной торговли (интернет-магазина)
    Какой код ОКЭД выбрать для электронной торговли на маркетплейсах?
    См. также: "Код ОКЭД юридического лица и индивидуального предпринимателя" В первую очередь необходимо отметить, что код ОКЭД и вид предпринимательской деятельности - это несколько разные понятия. Виды деятельности организации, как правило, закрепляются в...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал