Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Децентрализация в управлении бизнесом


Дата публикации: 8.11.2022
925
Язык документа: RU


Что такое децентрализация?

Децентрализация – это метод ведения хозяйственной, финансовой, управленческой деятельности, который не зависит от центрального управляющего органа, предусматривающий делегирование полномочий и ответственности за принятие решений.

«Не кладите яйца в одну корзину!» - гласит древняя английская пословица о вложении инвестиций. Это тоже своего рода децентрализация, но уже финансов. Вклады в разнонаправленные финансовые механизмы редко дают проседание разом, за исключением случаев возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.

В части управления бизнесом, этот термин также актуален.

По сути децентрализация является одним из основных принципов успешного управления крупным и средним бизнесом, при условии, если говорить о "разумном делегировании полномочий".

Учитывая постоянно возрастающую сложность бизнес-процессов, каким бы опытным не был менеджер (управляющий), один человек не может контролировать все без исключения процессы компании и принимать оперативные решения. У него просто не хватит на это ни времени, ни сил.

Не стоит исключать влияние психологического фактора. Рядовой работник выполняет задание с большей энергией и ответственностью, если ему предоставляется возможность действительного контроля над ситуацией.

В некоторых случаях децентрализация управленческих функций неизбежна, например, при большом количестве или территориальной разобщенности структурных подразделений организации.

В качестве примера можно привести:

  • медицинские университеты, которые имеют университетские клиники, расположенные в разных частях города;
  • банки, которые в большинстве своем имеют множество филиалов для обслуживания населения;
  • компании, управляющие коммерческой недвижимостью.

В перечисленных случаях руководителям таких подразделений, как правило, предоставляется больший объем полномочий по сравнению с руководителями других подразделений. В частности, предоставляются полномочия по закупке материалов, заключению от имени компании договоров, управлению персоналом, участию при проведении проверок уполномоченными органами и другие.

Плюсы децентрализации

К основным плюсам децентрализации можно отнести:

  • повышение эффективности работы через стимулирование инициативы, раскрытия потенциальных возможностей работников на нижних уровнях управления;
  • повышение оперативности в принятии решений по текущим вопросам деятельности компании;
  • адаптивность компании к новым условиям.

При этом, децентрализация эффективна только в том случае, если на нижних уровнях управленческой иерархии принимаются взвешенные, обоснованные решения, которые не требуют утверждения высшим руководством.

Минусы децентрализации

К основным минусам децентрализации можно отнести:

  • обособленность структурных подразделений компании, что может привести к конфликтам и отсутствию единства в действиях;
  • ослабление контроля, которое может способствовать принятию менеджерами неэффективных решений или решений не в интересах компании;
  • риск возникновения хаоса в управляемых процессах;
  • риск возникновения негативных финансовых и правовых последствий в результате возможных злоупотреблений, административных ошибок и неэффективного использования активов компании.

Перечисленные выше минусы полностью исключить невозможно, однако можно свести к минимуму риск связанных с ними негативных последствий, то есть довести до уровня, не имеющего критичного значения для компании.

В целях минимизации возможных рисков, необходимо следующее:

  • определить круг решений, делегируемых менеджерам на разных уровнях управленческой иерархии. Эти решения должны быть важными для компании, однако не должны иметь критичное влияние на деятельность компании в целом. Перечень делегированных решений должен быть четко сформулирован и закреплен документально в доверенностях и внутренних нормативных документах компании (например, положениях о структурных подразделениях);
  • если менеджерам предоставляется право подписывать договоры и иные документы от имени компании, необходимо разработать и утвердить типовые формы таких договоров и документов с участием квалифицированных специалистов (юристов, финансистов);
  • продумать и внедрить систему контроля и управления отчетностью с использованием электронных информационных ресурсов. Отчеты должны иметь регулярность и содержание, позволяющие оперативно реагировать на ошибки, при этом не создавать излишнюю бюрократию. Особенно это касается систем ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В этой части важно предусмотреть возможность для высшего руководства и финансовой службы просматривать текущие операции и события в режиме реального времени;
  • внедрить систему оценки эффективности работы, которая позволит стимулировать менеджеров на принятие решений, согласующихся с целями компании. Симулирование должно быть комплексным, сочетающим методы и морального и материального стимулирования.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"
  • Увеличение уставного капитала субъекта среднего предпринимательства
    Товарищество с ограниченной ответственностью с момента его создания являлось субъектом малого предпринимательства. В настоящее время оборот компании соответствует статусу субъекта среднего предпринимательства. Требуется ли в данном случае увеличение уставного капитала?
    В соответствии со статьей 23 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», первоначальный размер уставного капитала равен сумме вкладов учредителей и не может быть менее суммы, эквивалентно...
  • Можно ли одновременно сменить директора и юридический адрес ТОО?
    В ТОО, состоящем из двух участников (1 - физическое лицо, 2 - юридическое) меняется директор и юридический адрес. Можно ли сменить директора и адрес одновременно? Как правильно провести такую процедуру?
    Сменить директора и юридический адрес ТОО одновременно (в один этап) можно, законодательством это не запрещается. Данные изменения не влекут перерегистрацию ТОО, но требуют уведомления уполномоченного органа (НОА ГК «Правительство для граждан»...
  • Требуется ли государственная перерегистрация при увеличении уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью?
    Участниками ТОО принято решение увеличить размер уставного капитала, поскольку компания является субъектом среднего предпринимательства, а размер уставного капитала составляет менее 100 МРП. В компании 3 участника. Обязательно ли в данном случае проходить процедуру перерегистрации?
    В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан, товарищество с ограниченной ответственностью подлежит перерегистрации при: уменьшении уставного капитала; изменении наименования; изменении состава участников (за иск...
  • Последствия несвоевременного внесения вкладов в уставный капитал ТОО
    В соответствии со статьей 23 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», все участники товарищества с ограниченной ответственностью должны полностью внести вклад в уставный капитал товарищества в срок, установленный решением общего собрания, однако не позднее одного года со дня регистрации товарищества.
    См. также: "Уставный капитал ТОО в Казахстане" В какой срок должен быть внесен вклад в уставный капитал? В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», все участник...
Полезные статьи

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал