Децентрализация в управлении бизнесом
Что такое децентрализация?
Децентрализация – это метод ведения хозяйственной, финансовой, управленческой деятельности, который не зависит от центрального управляющего органа, предусматривающий делегирование полномочий и ответственности за принятие решений.
«Не кладите яйца в одну корзину!» - гласит древняя английская пословица о вложении инвестиций. Это тоже своего рода децентрализация, но уже финансов. Вклады в разнонаправленные финансовые механизмы редко дают проседание разом, за исключением случаев возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.
В части управления бизнесом, этот термин также актуален.
По сути децентрализация является одним из основных принципов успешного управления крупным и средним бизнесом, при условии, если говорить о "разумном делегировании полномочий".
Учитывая постоянно возрастающую сложность бизнес-процессов, каким бы опытным не был менеджер (управляющий), один человек не может контролировать все без исключения процессы компании и принимать оперативные решения. У него просто не хватит на это ни времени, ни сил.
Не стоит исключать влияние психологического фактора. Рядовой работник выполняет задание с большей энергией и ответственностью, если ему предоставляется возможность действительного контроля над ситуацией.
В некоторых случаях децентрализация управленческих функций неизбежна, например, при большом количестве или территориальной разобщенности структурных подразделений организации.
В качестве примера можно привести:
- медицинские университеты, которые имеют университетские клиники, расположенные в разных частях города;
- банки, которые в большинстве своем имеют множество филиалов для обслуживания населения;
- компании, управляющие коммерческой недвижимостью.
В перечисленных случаях руководителям таких подразделений, как правило, предоставляется больший объем полномочий по сравнению с руководителями других подразделений. В частности, предоставляются полномочия по закупке материалов, заключению от имени компании договоров, управлению персоналом, участию при проведении проверок уполномоченными органами и другие.
Плюсы децентрализации
К основным плюсам децентрализации можно отнести:
- повышение эффективности работы через стимулирование инициативы, раскрытия потенциальных возможностей работников на нижних уровнях управления;
- повышение оперативности в принятии решений по текущим вопросам деятельности компании;
- адаптивность компании к новым условиям.
При этом, децентрализация эффективна только в том случае, если на нижних уровнях управленческой иерархии принимаются взвешенные, обоснованные решения, которые не требуют утверждения высшим руководством.
Минусы децентрализации
К основным минусам децентрализации можно отнести:
- обособленность структурных подразделений компании, что может привести к конфликтам и отсутствию единства в действиях;
- ослабление контроля, которое может способствовать принятию менеджерами неэффективных решений или решений не в интересах компании;
- риск возникновения хаоса в управляемых процессах;
- риск возникновения негативных финансовых и правовых последствий в результате возможных злоупотреблений, административных ошибок и неэффективного использования активов компании.
Перечисленные выше минусы полностью исключить невозможно, однако можно свести к минимуму риск связанных с ними негативных последствий, то есть довести до уровня, не имеющего критичного значения для компании.
В целях минимизации возможных рисков, необходимо следующее:
- определить круг решений, делегируемых менеджерам на разных уровнях управленческой иерархии. Эти решения должны быть важными для компании, однако не должны иметь критичное влияние на деятельность компании в целом. Перечень делегированных решений должен быть четко сформулирован и закреплен документально в доверенностях и внутренних нормативных документах компании (например, положениях о структурных подразделениях);
- если менеджерам предоставляется право подписывать договоры и иные документы от имени компании, необходимо разработать и утвердить типовые формы таких договоров и документов с участием квалифицированных специалистов (юристов, финансистов);
- продумать и внедрить систему контроля и управления отчетностью с использованием электронных информационных ресурсов. Отчеты должны иметь регулярность и содержание, позволяющие оперативно реагировать на ошибки, при этом не создавать излишнюю бюрократию. Особенно это касается систем ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В этой части важно предусмотреть возможность для высшего руководства и финансовой службы просматривать текущие операции и события в режиме реального времени;
- внедрить систему оценки эффективности работы, которая позволит стимулировать менеджеров на принятие решений, согласующихся с целями компании. Симулирование должно быть комплексным, сочетающим методы и морального и материального стимулирования.
Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов
Задать вопрос
-
ТРИЗ – технология решения изобретательских задачДата публикации: 8.11.2022.
Последнее обновление: 13.11.2022.Цена: Бесплатно -
Уменьшение уставного капитала ТООДата публикации: 8.11.2022.
Последнее обновление: 8.11.2022.Цена: Бесплатно -
Пять главных профессиональных подходов, способных помочь развитию бизнесаДата публикации: 8.11.2022.
Последнее обновление: 8.11.2022.Цена: Бесплатно -
Перерегистрация ТОО: основания, перечень документовДата публикации: 3.11.2022.
Последнее обновление: 4.11.2022.Цена: Бесплатно