Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Децентрализация в управлении бизнесом


Дата публикации: 8.11.2022
879


Что такое децентрализация?

Децентрализация – это метод ведения хозяйственной, финансовой, управленческой деятельности, который не зависит от центрального управляющего органа, предусматривающий делегирование полномочий и ответственности за принятие решений.

«Не кладите яйца в одну корзину!» - гласит древняя английская пословица о вложении инвестиций. Это тоже своего рода децентрализация, но уже финансов. Вклады в разнонаправленные финансовые механизмы редко дают проседание разом, за исключением случаев возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.

В части управления бизнесом, этот термин также актуален.

По сути децентрализация является одним из основных принципов успешного управления крупным и средним бизнесом, при условии, если говорить о "разумном делегировании полномочий".

Учитывая постоянно возрастающую сложность бизнес-процессов, каким бы опытным не был менеджер (управляющий), один человек не может контролировать все без исключения процессы компании и принимать оперативные решения. У него просто не хватит на это ни времени, ни сил.

Не стоит исключать влияние психологического фактора. Рядовой работник выполняет задание с большей энергией и ответственностью, если ему предоставляется возможность действительного контроля над ситуацией.

В некоторых случаях децентрализация управленческих функций неизбежна, например, при большом количестве или территориальной разобщенности структурных подразделений организации.

В качестве примера можно привести:

  • медицинские университеты, которые имеют университетские клиники, расположенные в разных частях города;
  • банки, которые в большинстве своем имеют множество филиалов для обслуживания населения;
  • компании, управляющие коммерческой недвижимостью.

В перечисленных случаях руководителям таких подразделений, как правило, предоставляется больший объем полномочий по сравнению с руководителями других подразделений. В частности, предоставляются полномочия по закупке материалов, заключению от имени компании договоров, управлению персоналом, участию при проведении проверок уполномоченными органами и другие.

Плюсы децентрализации

К основным плюсам децентрализации можно отнести:

  • повышение эффективности работы через стимулирование инициативы, раскрытия потенциальных возможностей работников на нижних уровнях управления;
  • повышение оперативности в принятии решений по текущим вопросам деятельности компании;
  • адаптивность компании к новым условиям.

При этом, децентрализация эффективна только в том случае, если на нижних уровнях управленческой иерархии принимаются взвешенные, обоснованные решения, которые не требуют утверждения высшим руководством.

Минусы децентрализации

К основным минусам децентрализации можно отнести:

  • обособленность структурных подразделений компании, что может привести к конфликтам и отсутствию единства в действиях;
  • ослабление контроля, которое может способствовать принятию менеджерами неэффективных решений или решений не в интересах компании;
  • риск возникновения хаоса в управляемых процессах;
  • риск возникновения негативных финансовых и правовых последствий в результате возможных злоупотреблений, административных ошибок и неэффективного использования активов компании.

Перечисленные выше минусы полностью исключить невозможно, однако можно свести к минимуму риск связанных с ними негативных последствий, то есть довести до уровня, не имеющего критичного значения для компании.

В целях минимизации возможных рисков, необходимо следующее:

  • определить круг решений, делегируемых менеджерам на разных уровнях управленческой иерархии. Эти решения должны быть важными для компании, однако не должны иметь критичное влияние на деятельность компании в целом. Перечень делегированных решений должен быть четко сформулирован и закреплен документально в доверенностях и внутренних нормативных документах компании (например, положениях о структурных подразделениях);
  • если менеджерам предоставляется право подписывать договоры и иные документы от имени компании, необходимо разработать и утвердить типовые формы таких договоров и документов с участием квалифицированных специалистов (юристов, финансистов);
  • продумать и внедрить систему контроля и управления отчетностью с использованием электронных информационных ресурсов. Отчеты должны иметь регулярность и содержание, позволяющие оперативно реагировать на ошибки, при этом не создавать излишнюю бюрократию. Особенно это касается систем ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В этой части важно предусмотреть возможность для высшего руководства и финансовой службы просматривать текущие операции и события в режиме реального времени;
  • внедрить систему оценки эффективности работы, которая позволит стимулировать менеджеров на принятие решений, согласующихся с целями компании. Симулирование должно быть комплексным, сочетающим методы и морального и материального стимулирования.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Корпоративное право"
  • Смена юридического адреса ТОО
    Здравствуйте! У ТОО состоящего из одного участника в связи с окончанием срока аренды изменился адрес. Подскажите, нужна ли в данном случае перерегистрация? Куда обращаться? Какие нужны документы?
    Ответ от 2019 года. Актуальную информацию по вопросу смены юридического адреса ТОО можно посмотреть на этой странице. Согласно статье 42 Гражданского кодекса РК, Товарищество с ограниченной ответственностью подлежит перерегистрации в трех случаях:...
  • Имеет ли право иностранец зарегистрировать ИП в Казахстане
    В соответствии со статьей 30 Предпринимательского кодекса, индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собствен...
  • Уменьшение уставного капитала, в связи с реализацией принадлежащего ТОО объекта недвижимости
    Товариществом с ограниченной ответственностью (с единственным участником) продан и снят с баланса объект недвижимости (здание), принадлежащий товариществу на праве собственности. Нужно ли в этом случае уменьшать размер уставного капитала? 
    См также: "Какие возникают налоговые обязательства у ТОО и у учредителя-физического лица при уменьшении уставного капитала? Ответ Председателя КГД МФ РК от 21.06.2019 г. на вопрос № 551592 от 24.05.2019 г." После государственной регистрации договора купли...
  • Последствия несвоевременного внесения вкладов в уставный капитал ТОО
    В соответствии со статьей 23 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», все участники товарищества с ограниченной ответственностью должны полностью внести вклад в уставный капитал товарищества в срок, установленный решением общего собрания, однако не позднее одного года со дня регистрации товарищества.
    См. также: "Уставный капитал ТОО в Казахстане" В какой срок должен быть внесен вклад в уставный капитал? В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», все участник...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал