В каких случаях перевозчик не несет ответственность за повреждение груза


Дата публикации: 4.05.2022
1192

Вопрос:

При перевозке производственного оборудования оно было повреждено по причине неправильного закрепления. При этом, загрузка осуществлялась заказчиком. Вчера в адрес нашей компании поступила претензия от заказчика с требованием о возмещении полной стоимости оборудования и возврате уплаченной за перевозку суммы. Такой вопрос, действительно ли перевозчик должен нести ответственность за повреждение груза, даже если это произошло из-за халатности заказчика? 

Ответ:

См. также: актуальные статьи и ответы юристов по теме "транспортные услуги".

Статьей 705 ГК РК установлена обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза с момента его принятия и до выдачи получателю.

При этом, перевозчик отвечает за утрату груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) произошли не по его вине.

В Вашем случае повреждение груза произошло именно по вине заказчика, вследствие ненадлежащего размещения или крепления груза.

Однако, в соответствии со статьей 32 Закона РК «Об автомобильном транспорте», перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза в целях соблюдения установленных норм загрузки автотранспортного средства, обеспечения безопасности выполнения автомобильной перевозки и сохранности груза. 

В случае обнаружения неправильного размещения или крепления груза, перевозчик в обязательном порядке должен сделать об этом в товарно-транспортной накладной соответствующую отметку, в противном случае, перевозчик обязан возместить ущерб отправителю, а также вернуть уплаченную последним провозную плату.

Пункт 49 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом:

«Причиненный вред (недостача, порча и повреждение груза при перевозке), вызванный причинами, указанными в товарно-транспортной накладной, перевозчиком не возмещается».

Если отметка все же не проставлена, это еще не повод для возмещения отправителю ущерба в размере полной стоимости оборудования.

Согласно пункту 3 статьи 705 ГК РК, ущерб возмещается:

  • в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

С точностью определить степень и размер повреждения оборудования возможно только по результатам соответствующей экспертизы. Кроме того, в результате такой экспертизы специалистами будут установлены причины повреждения (возможно они имели место до перевозки).

Если по результатам экспертизы будет ясно, что повреждения произошли во время перевозки, расходы по ее оплате несет перевозчик. В иных случаях – грузоотправитель <п. 65 Правил перевозки>.


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Договорные отношения"
  • Базовый должностной оклад (БДО) в Казахстане
    Что такое базовый должностной оклад?
    Базовый должностной оклад (БДО) - это минимальный размер заработной платы, используемый для определения размера должностных окладов и тарифных ставок бюджетных работников. В соответствии с Законом РК "О государственном имуществе" (ст. 138) и Трудовым коде...
  • Работодатель заставляет работников писать заявление на отпуск без сохранения заработной платы. Куда обратиться?
    Здравствуйте! Руководство организации в которой я работаю требует чтоб я и еще несколько сотрудников написали заявление на отпуск без содержания без всяких выплат. Правомерно ли это? Ели нет, куда мы можем обратиться? 
    Здравствуйте! Отпуск без сохранения заработной платы (в разговорной речи - отпуск без содержания) может предоставляться только на основании письменного заявления или уведомления работника. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон. (стат...
  • Правомерно ли предоставление трудового отпуска полностью если работник отработал менее одного года?
    Оплачиваемый трудовой отпуск работника составляет 30 календарных дней согласно трудовому договору. На момент подачи заявления о предоставлении отпуска работник отработал 6 месяцев, при этом просит предоставить отпуск полностью 30 дней по семейным обстоятельствам. Можно ли удовлетворить просьбу работника или необходимо предоставить отпуск только за фактически отработанный период?
    Трудовым кодексом Республики Казахстан предусматривается право работника на отдых, в том числе оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, и обязанность работодателя предоставлять работнику трудовой отпуск. <пп. 7) п. 1 ст. 22 и пп. 16) п. 2 ст. 23 ТК РК>...
  • Премирование директора ТОО - вправе ли директор ТОО начислять себе премии и другие стимулирующие выплаты?
    По отношению к другим работникам товарищества директор выступает в качестве работодателя, при этом, в качестве работодателя директора выступает учредитель (учредители) товарищества.
    Руководитель товарищества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, директор, управляющий) является его единоличным исполнительным органом или руководителем коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция и т.п.). Вместе с тем, рук...
Полезные ответы