В наше время практически на любую должность находится множество претендентов, обладающих потрясающими навыками и большим опытом работы. Однако, как показывает практика, вакантные места часто достаются менее интересным с профессиональной точки зрения соискателям.

В чем секрет? Ответ очевиден - в умении грамотно презентовать себя. Важно отметить, что эту способность может выработать у себя любой человек.

«Рассказ о себе» - это далеко не самая важная составляющая собеседования, но тем не менее, грамотно изложив его можно «зацепить» HR или руководителя, а также направить ход беседы в выгодное для соискателя русло. Как? Читайте далее.

Шаг 1. Проанализируйте потребности и принципы компании

Рассказ о себе на собеседовании - это шанс указать на значимые для HR или руководителя навыки и качества, о которых, возможно самостоятельно Вас не спросят. Важно, чтобы озвученное соответствовало политике и принципам компании. Идеально, если Вы сможете найти «болевую точку» - проблему, с которой давно борется компания, и надавить на нее в процессе собеседования.

Так, маркетолог зная что компания давно стремится захватить более молодую аудиторию, сделает упор именно на опыт в привлечении клиентов «целевого» возраста. А журналист, заметивший, что издание недавно запустило интернет-площадку, подчеркнет, что имел дело не только с печатными, но и с электронными СМИ, и понимает их специфику.

Выделите 5-7 первостепенных пунктов и говорите о них в первую очередь.

Шаг 2. Вспомните свои достижения

Ваша задача упомянуть свои достижения, которые в какой-то мере перекликаются с уже определенными задачами компании. 

Важно подчеркнуть, что рассказ о себе в большинстве случаев влияет на дальнейшие вопросы рекрутера. Именно поэтому не стоит говорить о том, что вы не сможете объяснить или обосновать впоследствии. 

Простыми словами, тут важно вспомнить выгодные для Вас случаи и достижения и усилить их конкретными цифрами или результатами. Для примера: «повысил продажи отдела на 20% за последние три месяца», «внедрил функцию автоматического подтверждения, благодаря которому время на обработку заказов сокращено вдвое» и так далее.

Шаг 3. Составьте структуру рассказа о себе

Самопрезентация должна быть последовательной и структурированной. Стандартный план рассказа о себе на интервью выглядит так:

  • имя, возраст;
  • образование: кратко об учебном заведении, специальности, и более подробно - об учебных достижениях, если они могут быть интересны компании;
  • опыт работы: занимаемые должности, основные задачи и достижения;
  • карьерные ожидания: почему уволились с предыдущего места работы и чего ждете от нового;
  • личные качества и интересы.

Рассказ о себе должен быть кратким (2-3 минуты), но емким. Не стоит заучивать текст, иначе речь окажется безэмоциональной, но постарайтесь запомнить основные тезисы. 

Шаг 4. Будьте уверены в себе

Легкое волнение знакомо любому соискателю и скрывать его нет необходимости. Тем не менее, продемонстрировав уверенность в себе и открытость, вы произведете хорошее впечатление на рекрутера.

Начните и закончите речь улыбкой. Используйте спокойные и достаточно широкие жесты, открытые позы, старайтесь смотреть в глаза присутствующим. Все перечисленное - это невербальные признаки уверенности, которые, которые обязательно отметит рекрутер.

Попробуйте до собеседования использовать психологические методы для снятия нервного напряжения. Один из наиболее действенных методов - представить худший исход собеседования и подумать о том, что вы будете делать в этом случае.

Подводя итог: чтобы успешно рассказать о себе на собеседовании и подготовиться к последующим вопросам, необходимо выделить несколько важнейших для компании задач и сделать акцент на том, что вы в силах решить их в кратчайшие сроки. Постарайтесь сделать самопрезентацию структурированной, краткой, конкретной и выгодной для себя. Говорите спокойно и уверенно, и, разумеется, используйте лишь правдивые факты - искренность всегда в цене.