Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Правовое регулирование финансовой отчетности в Республике Казахстан


Дата публикации: 26.03.2022
4082


Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации. Ее основная цель - обеспечить заинтересованных лиц полной, достоверной и объективной информацией о деятельности субъекта.

Эта информация предназначается для:

  • внутреннего использования, - как основной источник информации для финансового анализа, планирования и принятия управленческих решений;
  • внешних пользователей, - как инструмент оценки имущественного и финансового состояния организации;
  • государственных органов, - в целях статистики и налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательством и учредительными документами организации, финансовая отчетность подтверждается аудитом.

Анализ финансовой отчетности

Финансовая отчетность является основой для определения платежеспособности, уровня доходов, финансовой устойчивости субъекта рынка, определения возможностей развития и финансовых рисков.

При планировании коммерческой деятельности эти данные обеспечивают возможность оценки ранее утвержденных планов на предмет соответствия фактических данных плановым показателям, анализа отклонений и их причин, корректировки (уточнения) плановых показателей. На основе полученных данных можно сделать выводы о качестве планирования, эффективности и результативности работы управленческого состава субъекта, возможных резервах улучшения итоговых показателей.

Внешние пользователи (контрагенты, партнеры) могут запрашивать финансовую отчетность субъекта для разных целей, например для оценки рисков при заключении контракта или покупке доли в уставном капитале.

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование состава, содержания, порядка формирования и предоставления заинтересованным лицам финансовой отчетности обеспечивается Законом "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Содержание и элементы финансовой отчетности

Составляющие финансовой отчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет об изменениях в капитале;
  • пояснительная записка.

Элементы финансовой отчетности:

1) связанные с оценкой финансового положения:

  • активы - ресурсы, контролируемые ИП или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод;
  • обязательство - существующая обязанность ИП или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды;
  • капитал - доля в активах ИП или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.

2) непосредственно связанные с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках:

  • доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале;
  • расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале. <ст. 13, 15 Закона>

Кто подписывает финансовую отчетность?

Финансовая отчетность подписывается:

  • руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем;
  • руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером (если бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером);
  • руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером (в отношении организаций публичного интереса).

Консолидированная финансовая отчетность

Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

Для обеспечения прозрачности и достоверности данных, включаемых в консолидированную отчетность, основная организация вправе определять порядок применения дочерними организациями единой учетной политики, инвентаризации имущества дочерних организаций и другие вопросы, связанные с прозрачностью и достоверностью данных финансовой отчетности дочерних организаций. <ст. 17, ст. 19 Закона>

Оценка и учет элементов финансовой отчетности

Методы и порядок применения оценок, учета и признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с:

  • международными стандартами;
  • международным стандартом для малого и среднего бизнеса;
  • законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. <ст. 14 Закона>

Порядок составления и предоставления финансовой отчетности

Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с:

1) национальным стандартом, утвержденным Приказом МФ РК от 31 января 2013 года № 50:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • юридические лица, осуществляющие деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка РК на обменные операции с наличной иностранной валютой.

Перечисленные выше лица также вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса по решению руководящих органов, утвердивших учетную политику.

2) международным стандартом для малого и среднего бизнеса:

  • субъекты среднего предпринимательства;
  • государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия);
  • субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность.

Перечисленные выше лица (кроме микрофинансовых организаций - субъектов малого и среднего предпринимательства) также вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами по решению руководящих органов, утвердивших учетную политику.

3) международными стандартами:

  • субъекты крупного предпринимательства;
  • организации публичного интереса;
  • финансовые организации (за исключением организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства);
  • специальные финансовые компании и исламские специальные финансовые компании;
  • филиалы некоторых организаций - нерезидентов РК, а именно банков, страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров. <ст. 2 Закона>

Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией;

4) своей основной организации, по отношению к которой они являются дочерними, в порядке, определяемом основной организацией, включая перечень, формы и сроки.

Финансовая отчетность представляется в национальной валюте (тенге).

Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Исключение составляют финансовые организации (кроме юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), которые представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком РК по согласованию с Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

В пределах отчетного периода учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.

Отчетным периодом отчетности является:

  • календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря;
  • период с момента государственной регистрации по 31 декабря того же года (для вновь созданных организаций). <ст. 18, 19 Закона>

Организации публичного интереса обязаны предоставлять финансовую отчетность в депозитарий в соответствии с Приказом МФ РК от 28 января 2022 года № 94.

Формы финансовой отчетности

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Перечни и формы годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций) утверждены Приказом МФ РК от 28 июня 2017 года № 404.

Объем, формы и порядок составления отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка РК, определяются статьей 117 Бюджетного кодекса и Приказом МФ РК от 1 августа 2017 года № 468 "Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности".

Нормативными правовыми актами Национального Банка РК устанавливаются дополнительные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой и иной отчетности для финансовых организаций (в том числе микрофинансовых), а также филиалов банков, страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров - нерезидентов РК. <п. 4 ст. 2 Закона>

Кто освобождается от составления финансовой отчетности?

ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление фин. отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

  • применяют специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса;
  • не состоят на регистрационном учете по НДС;
  • не являются субъектами естественных монополий.

При несоответствии одному из указанных выше условий, ИП обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление фин. отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

ИП, соответствующий перечисленным выше условиям, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и фин. отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.

При этом, обязанность ведения налогового учета сохраняется (статья 682 Налогового Кодекса).

Финансовая отчетность ТОО

В соответствии с Законом "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", утверждение финансовой отчетности и распределение чистого дохода относится к исключительной компетенции общего собрания участников товарищества. Общее собрание, посвященное утверждению годовой фин. отчетности, должно быть проведено не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного финансового года. <ст. 43, 44 Закона>

На исполнительный орган (директора, управляющего) ТОО возлагается обязанность по хранению финансовых отчетностей и заключений по ним ревизионной комиссии (ревизора), а также отчетов аудиторской организации за три предыдущих года. Эти документы должны в любое время предоставляться для ознакомления любому участнику ТОО. По требованию участников им выдаются удостоверенные выписки из указанных документов. <ст. 46 Закона>

Ревизионная комиссия (ревизор) в обязательном порядке проводит проверку фин. отчетности ТОО до утверждения общим собранием участников. Общее собрание не вправе утверждать фин. отчетность без заключения ревизионной комиссии (ревизора) либо аудиторского отчета<ст. 58 Закона>


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Финансы"
  • Налогообложение при открытии ТОО
    Как установить упрощенный режим налогообложения при открытии ТОО?
    Выбрать режим налогообложения при регистрации есть возможность только у индивидуальных предпринимателей. При первичной регистрации ТОО, режим налогообложения автоматически определяется как общеустановленный.  Для перехода на специальный (уп...
  • Что означает трехкомпонентная интегрированная система (ТИС)
    Что означает трехкомпонентная интегрированная система (ТИС) и кто ее обязан применять?
    Трехкомпонентная интегрированная система (ТИС) – это интегрированная система, состоящая из контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных, системы (устройства) для приема безналичных платежей, а также оборудования (устройства), осна...
  • Налоги за работников, имеющих инвалидность
    Какие налоги и отчисления удерживаются из заработной платы работника-инвалида второй группы, если инвалидность установлена бессрочно?
    Обязательные пенсионные выплаты (ОПВ) Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 24 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», физические лица, имеющие инвалидность I и II групп, которым установлена инвалидность бессрочно, освобождены...
  • По каким налогам филиал может быть признан самостоятельным плательщиком (налоговым агентом)?
    Налоги, по которым филиал и представительство могут быть самостоятельными плательщиками. Порядок принятия решения о признании филиала, представительства самостоятельным налогоплательщиком. Ответственность филиала как налогоплательщика и другие вопросы.
    См. также: актуальные статьи и ответы юристов по теме "филиалы и представительства юридических лиц" Для ответа на заданный вопрос необходимо обратиться к гражданскому и налоговому законодательству. В соответствии со статьей 43 Гражданского...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал