Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Государственное регулирование производства и оборота табачных изделий в Республике Казахстан


Дата публикации: 19.09.2022
1362


Табачные изделия

Это продукты полностью или частично изготовленные из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюханья или иных способов потребления, в том числе с помощью системы нагрева табака или любого иного прибора.

К таким изделиям относят - сигареты с фильтром, без фильтра, папиросы, сигариллы и изделия с нагреваемым табаком.

Нормативное регулирование производства и оборота табачных изделий обеспечивается:

  • Предпринимательским кодексом
  • Кодексом "О здоровье народа и системе здравоохранения"
  • Законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий"
  • Законом "О правах ребенка в Республике Казахстан"

Формы государственного регулирования производства и оборота табачных изделий, лицензирование

Статьей 3 Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий" (далее - Закон) предусмотрены следующие формы государственного регулирования:

  • лицензирование деятельности по производству табачных изделий;
  • регулирование импорта табачных изделий;
  • контроль за производством и оборотом табачных изделий посредством осуществления мониторинга и установления порядка декларирования;
  • установление минимальных розничных цен на сигареты с фильтром, без фильтра, папиросы, сигариллы и изделия с нагреваемым табаком.

Производство табачных изделий является лицензируемым видом деятельности. Подробнее о порядке лицензирования можно посмотреть в этой статье.

Продажа табачных изделий (оптовая и розничная) не лицензируется.

Регулирование импорта табачных изделий осуществляется посредством утверждения (изменения) ставок акцизов, таможенных, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, квот на импорт табачных изделий.

Мониторинг и декларирование производства и оборота табачных изделий

Лица, осуществляющие производство табачных изделий, обязаны предоставлять уполномоченному органу сведения, необходимые для осуществления мониторинга, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Лица, осуществяющие производство и/ или импорт табачных изделий, до начала осуществления такой деятельности должны направить заявку для присвоения ПИН-кодов на табачные изделия.

ПИН-коды присваиваются услугополучателям и каждой марке табачных изделий, производимой в Республике Казахстан или ввозимой на территорию Республики Казахстан в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2017 года № 102.

Лица, осуществляющие импорт и (или) оптовую реализацию табачных изделий, обязаны представлять уполномоченному органу декларации об остатках и (или) обороте табачных изделий в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 145.

Запреты и ограничения, связанные с продажей табачных изделий

В соответствии со статьей 37 Закона "О правах ребенка в Республике Казахстан", родители, другие законные представители ребенка, государственные органы, а также организации, осуществляющие функции воспитания и образования ребенка, обязаны пропагандировать здоровый образ жизни и вред алкогольной продукции и табачных изделий.

В соответствии с указанной статьей запрещается:

  • продажа ребенку табака и табачных изделий;
  • использование детского труда в производстве или реализации табачных изделий;
  • курение табачных изделий, продажа табачных изделий в торговых организациях, реализующих детские товары, и в учреждениях культуры, а также во время проведения мероприятий для детей.

Для целей данного Закона ребенком является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).

В соответствии со статьей 110 Кодекса о здоровье народа, запрещается продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них:

  • лицам в возрасте до 21 года;
  • лицами в возрасте до 18 лет;
  • из открытых пачек табачного изделия или штучная продажа табачных изделий;
  • без непосредственного участия продавца посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств;
  • в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов;
  • без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции;
  • без нанесенного на пачку табачного изделия средства идентификации;
  • если пачка табачного изделия содержит менее двадцати сигарет;
  • без нанесенных на пачку табачного изделия, упаковку табачного изделия сведений о не менее трех вредных соединениях – системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах, размещаемых на пачке табачного изделия, упаковке табачного изделия;
  • без нанесенного на пачку табачного изделия, в том числе изделия с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, предупреждения о вреде потребления табачных изделий и никотина;
  • без нанесенной на пачку табачного изделия, потребительскую упаковку, в том числе изделия с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, надписи о запрете продажи лицам в возрасте до двадцати одного года и лицами в возрасте до восемнадцати лет;
  • на которых содержится информация, прямо или косвенно вводящая потребителя в заблуждение, в том числе такие слова как "с низким содержанием смол", "легкие", "очень легкие", "мягкие", "экстра", "ультра" либо иные словосочетания, в том числе на иностранных языках, любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, создающие ложное впечатление о меньшем вреде определенных изделий и (или) способов потребления по сравнению с другими изделиями и (или) способами потребления, а также вызывающие ассоциации с пищевыми продуктами (пищевыми добавками), в том числе с фруктами, ягодами, кондитерскими изделиями;
  • в составе наборов с другими товарами;
  • с полок самообслуживания;
  • в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента;
  • с выкладкой и открытой демонстрацией табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них. Информация о табачной продукции, в том числе изделиях с нагреваемым табаком, табаке для кальяна, кальянной смеси, системах для нагрева табака, электронных системах потребления и жидкостях для них, при осуществлении розничной торговли доводится до сведения покупателей посредством размещения перечня продаваемой продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне размером не более 40х30 сантиметров на одно место торговли и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация покупателю в торговом объекте табачной продукции, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции, электронных систем потребления и жидкостей для них;
  • на территориях и в помещениях (за исключением беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных и гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

В местах, где осуществляется продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, на видном месте должны быть размещены надпись следующего содержания: "Запрещена продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, лицам в возрасте до двадцати одного года", а также предупреждение о вреде курения, утвержденное уполномоченным органом.

Лица, осуществляющие продажу табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в случае возникновения сомнения в достижении покупателем двадцати одного года обязаны:

  • требовать предъявления документа, удостоверяющего личность;
  • отказать в продаже табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, в том случае, если не был предъявлен документ, удостоверяющий личность.

Также запрещаются:

  • ввоз, производство, продажа и распространение курительных табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, превышающих предельно допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ, определяемые государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также табачных изделий, в отношении которых не установлены санитарно-эпидемиологические требования;
  • ввоз, производство, продажа и распространение некурительных табачных изделий;
  • производство, продажа и распространение товаров, имитирующих табачные изделия;
  • спонсорство и реклама табака, табачных изделий.

В местах, в том числе при входе, где запрещено потребление табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, систем для нагрева табака, электронных систем потребления и жидкостей для них, должны быть размещены знаки о запрете их потребления с указанием размера штрафа.

Требования к упаковке (пачке) табачных изделий

В соответствии со статьей 110 Кодекса о здоровье народа, пачка курительного табачного изделия, упаковка курительного табачного изделия должны содержать предупреждение о вреде потребления табачных изделий в соответствии с требованиями, утвержденными Техническим регламентом на табачную продукцию Евразийского экономического союза.

Потребительская упаковка табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, должна содержать предупреждение о вреде потребления табачных изделий и никотина, которое должно соответствовать следующим требованиям:

1) занимать не менее шестидесяти пяти процентов каждой большей по площади стороны пачки табачного изделия, упаковки табачного изделия, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси;

2) не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале;

3) выполняться в виде цветных рисунков (пиктограмм, графики) или фотоизображений, включающих текст.

Текст предупреждения о вреде потребления табачных изделий должен соответствовать требованиям Закона Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан".

Эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий и никотина утверждаются уполномоченным органом.

Производитель, импортер должны обеспечить нанесение эскизов предупреждений на потребительскую упаковку табачной продукции в соответствии с эскизами в срок, не превышающий двенадцати месяцев со дня их утверждения.

Эскизы предупреждений наносятся на равное количество потребительских упаковок табачной продукции, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси.

Требования к проведению лабораторных исследований табачной продукции

В соответствии со статьей 110 Кодекса о здоровье народа, производитель, импортер табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, электронных систем потребления и жидкостей для них, обязаны ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять отчеты о результатах лабораторных исследований по предельно допустимому содержанию никотина во всех марках табака и табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, электронных систем потребления и жидкостей для них, в порядке, утвержденном уполномоченным органом.

Исследование содержания никотина и других вредных соединений, канцерогенных и мутагенных веществ в табачных изделиях, в том числе в изделиях с нагреваемым табаком, табаке для кальяна, кальянной смеси, электронных системах потребления и жидкостях для них, проводится производителем, импортером табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, табака для кальяна, кальянной смеси, электронных систем потребления и жидкостей для них, за счет собственных средств в лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.   

Цифровая маркировка табачных изделий

Табачная продукция входит в Перечень товаров, подлежащих маркировке, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2020 года № 568.

В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса табачные изделия подлежат маркировке средствами идентификации, которая осуществляется производителями и импортерами товаров, а также банкротными и реабилитационными управляющими при реализации имущества должника.

Оборот таких товаров (хранение, реализация, транспортировка) без средств идентификации, а также со средствами идентификации неустановленного образца или не поддающимися идентификации, запрещается, за исключением товаров, не подлежащих маркировке средствами идентификации:

  • экспортируемых за пределы РК;
  • ввозимых на территорию РК владельцами магазинов беспошлинной торговли, предназначенных для помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
  • ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в таможенных процедурах временного ввоза (допуска) и временного вывоза, в том числе временно ввозимых на территорию РК с территории государств – членов Евразийского экономического союза в рекламных и (или) демонстрационных целях в единичных экземплярах;
  • перемещаемых через таможенную территорию Евразийского экономического союза в таможенной процедуре таможенного транзита, в том числе перемещаемых транзитом через территорию РК из государств – членов Евразийского экономического союза;
  • ввозимых (пересылаемые) на территорию РК физическим лицом, достигшим 18-ти лет, табака и табачных изделий в пределах не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака либо указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов.

Порядок маркировки определяется Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 927 "Об утверждении Правил маркировки и прослеживаемости табачных изделий".

В соответствии с Правилами:

  • Производитель осуществляет маркировку табачных изделий, произведенных на территории Республики Казахстан, средствами идентификации в соответствии с требованиями настоящих Правил.
  • Импортер обеспечивает маркировку табачных изделий, произведенных за пределами территории Республики Казахстан, до ввоза на территорию Республики Казахстан или до помещения табачных изделий под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

Указанные Правила предусматривают обязательные требования не только к производителям и импортерам, но и к организациям, осуществляющим розничную торговлю.

Так, в соответствии с п. 8 Правил к торговым точкам предъявляются следующие требования:

  • наличие ЭЦП (электронная цифровая подпись);
  • наличие ПАК (программно-аппаратный комплекс), формирующий и передающий сведения об обороте и/ или выводе из оборота маркированных табачных изделий в ИС МПТ, подписанных ЭЦП, в том числе посредством личного кабинета ИС МПТ;
  • наличие контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, зарегистрированную в соответствии с приказом;
  • наличие сопряженного с контрольно-кассовой машиной средства сканирования и распознавания средств идентификации табачных изделий, в случае наличия указанных средств;
  • наличие договора, заключенного с оператором фискальных данных в соответствии с главами 22, 23 и 24 Гражданского кодекса, по передаче сведений о выводе из оборота маркированных табачных изделий с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной единице.

В соответствии с п. 11 Правил, участники оборота, осуществляющие розничную реализацию табачных изделий со дня осуществления деятельности по розничной реализации маркированных табачных изделий:

  • осуществляют свою регистрацию в ИС МПТ со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с розничной реализацией табачных изделий;
  • обеспечивают в течение 21 (двадцати одного) календарного дня со дня регистрации в ИС МПТ готовность ПАК (при наличии) к информационному взаимодействию с ИС МПТ в соответствие с требованиями к интерфейсу электронного взаимодействия, опубликованными на интернет-ресурсе Оператора;
  • при необходимости проводят проверку средств сканирования и распознавания средств идентификации на возможность считывания двумерного кода DataMatrix в течение 21 (двадцати одного) календарного дня со дня регистрации в ИС МПТ в случае наличия указанных средств;
  • вносят в ИС МПТ сведения о выводе из оборота табачных изделий по причинам, отличным от указанных в пункте 57 настоящих Правил, в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящими Правилами.

Под ИС МПТ понимается специальный информационный сервис информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляемый оператором участнику оборота или уполномоченному государственному органу в сфере оборота табачных изделий.

Под "Оператором" понимается единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров – юридическое лицо, определяемое Правительством РК, осуществляющее разработку, администрирование, сопровождение и эксплуатационную поддержку информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров.

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 3 марта 2020 года № 95, единым оператором определено АО"Казахтелеком".

Функции оператора определяются статьей 7-4 Закона "О регулировании торговой деятельности" и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2021 года № 31 "О некоторых вопросах деятельности Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров".


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "О государственном регулировании"
  • В каких случаях могут лишить лицензии или приостановить действие лицензии?
    В каких случаях и каким образом осуществляется лишение лицензии или приостановление действия лицензии?
    Лицензия является одним из видов разрешений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях. Законодательством предусматриваются следующие уровни разрешений: разрешения первой категории – лицензии, которые вво...
  • В каких случаях требуется переоформление лицензии?
    Когда нужно переоформить лицензию?
    В каких случаях лицензия (приложение к лицензии) подлежит переоформлению? В соответствии со статьей 33 Закона РК "О разрешениях и уведомлениях", лицензия и (или) приложение к лицензии подлежат переоформлению в следующих случаях: изменения фамилии, имен...
  • Какие лицензии, разрешения и уведомления необходимы для занятия строительной деятельностью в РК?
    Разрешительные документы для занятия строительной деятельностью в Казахстане?
    Для отдельных видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства Законом РК "О разрешениях и уведомлениях" установлен разрешительный и уведомительный порядок. Предусматриваются следующие виды: лицензия; разрешение 2-й категории...
  • Что понимается под общественно значимым рынком в Казахстане?
    В соответствии со статьей 124-5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, под общественно значимыми рынками понимаются рынки товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен в определенных областях.
    В соответствии со статьей 124-5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, под общественно значимыми рынками понимаются рынки товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен, в следующих в областях: 1) розничн...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал