Юридический онлайн-сервис
WhatsApp
Главная Контакты
Регистрация Вход

Процедура легализации документов


Дата публикации: 5.02.2021
1336


Что такое консульская легализация документов?

Легализация представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на документах с целью использования их в другом государстве.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим легализацию, являются Правила, утвержденные Приказом МИД РК от 06.12.2017 года (далее - Правила).

Какими органами осуществляется легализация документов?

В соответствии с пунктом 3 Правил, легализация осуществляется:

  • на территории РК – Департаментом консульской службы МИД РК (Департамент консульской службы);
  • за пределами РК – загранучреждениями РК.

Функции по легализации документов возлагаются:

  • в Департаменте консульской службы - на уполномоченных сотрудников дипломатической службы;
  • в загранучреждениях – на консульские должностные лица (консулов).

Департамент консульской службы осуществляет легализацию документов:

  • исходящих от организаций и учреждений РК, нотариусов и лиц, уполномоченных на совершение действий по засвидетельствованию документов, предназначенных для предъявления за пределами Казахстана;
  • исходящих от иностранных организаций и учреждений, если они предварительно легализованы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства происхождения документов, аккредитованном в РК;
  • исходящих от иностранных организаций и учреждений, если они предварительно легализованы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства, аккредитованного в РК, осуществляющее по совместительству представительство иностранного государства происхождения документов в Казахстане.

Для осуществления легализации Департамент использует имеющиеся образцы подписей и печатей:

  • должностных лиц государственных органов, нотариусов и лиц, уполномоченных на совершение действий по засвидетельствованию документов;
  • должностных лиц, уполномоченных на совершение легализации документов в иностранных дипломатических представительствах и консульских учреждениях, аккредитованных в Республике Казахстан.

В случае, если подлежащий легализации документ соответствует установленным критериям, уполномоченный сотрудник совершает его легализацию путем проставления на документе легализационной надписи Департамента консульской службы. 

Консул принимает к легализации документы, исходящие от:

  • властей государства пребывания, если они предварительно легализованы в соответствии с законодательством государства пребывания;
  • иностранных организаций и учреждений, если они предварительно легализованы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства, аккредитованного в государстве пребывания;
  • организаций и учреждений РК и предназначенных для предъявления за ее пределами.

Для осуществления легализации консул использует имеющиеся образцы подписей и печатей:

  • должностных лиц властей государства пребывания, уполномоченных на совершение легализации документов, исходящих от организаций и учреждений государства пребывания;
  • должностных лиц, уполномоченных на совершение легализации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в государстве пребывания.

При поступлении от отдельных граждан, организаций и учреждений на легализацию документов, составленных на территории Республики Казахстан, но не легализованных в Департаменте консульской службы, консул направляет их в Департамент консульской службы для определения подлинности подписей и печатей. При получении положительного ответа консул легализует такие документы в порядке, предусмотренном Правилами.

В случаях, когда в порядке истребования документов из Республики Казахстан консулу поступили документы, составленные в Республике Казахстан, но не легализованные в Департаменте консульской службы, и если по законодательству государства пребывания требуется их легализация, консул легализует их.

В случае, если подлежащий легализации документ соответствует установленным критериям, консул совершает легализацию путем проставления на нем легализационной надписи загранучреждения.

Размер консульского сбора за легализацию документов

Ставки консульского сбора, утверждены Постановлением Правительства РК от 20.02.109 года и составляют:

  • ставка консульского сбора, взимаемого на территории РК – 0,5 МРП;
  • за пределами РК – от 5 до 100 долларов США.

Случаи, в которых консульский сбор не взымается, определены в статье 628 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Перечень документов, необходимых для легализации

В соответствии с пунктом 7 Правил, для совершения легализации заявители подают в Департамент консульской службы или загранучреждение заявление в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены:

1) для физических лиц:

  • копия и оригинал (для сверки) документа, удостоверяющего личность;
  • оригинал или нотариально заверенная копия документа, подлежащего легализации;
  • квитанция об оплате консульского сбора (оригинал);

2) для юридических лиц:

  • копия и оригинал (для сверки) документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица;
  • оригинал или нотариально заверенная копия документа, подлежащего легализации;
  • квитанция об оплате консульского сбора (оригинал);
  • копия и оригинал учредительных документов;
  • оригинал и копия документа, подтверждающего полномочия (доверенность, приказ о назначении).

Документы, выданные иностранными организациями и учреждениями, должны быть переведены и нотариально заверены на государственный или русский язык.

Документы, заверенные нотариусами Республики Казахстан и предназначенные для совершения действий за ее пределами, должны соответствовать требованиям, установленным главой 10 Правил по нотариальному делопроизводству.

Сроки легализации документов

Согласно Стандарту государственной услуги «Легализация документов», срок оказания услуги составляет 3 рабочих дня.

В случае необходимости проведения дополнительного изучения или проверки, срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

Актуальное по теме:

В каких случаях не требуется легализация или апостилирование документов?


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Легализация и апостилирование документов"
  • Можно ли уволить работника пенсионного возраста, если он является опекуном ребенка до 14 лет?
    Здравствуйте. Я достигла пенсионного возраста в сентябре. Воспитываю внучку в связи с кончиной дочери (документы об опекунстве имеются) внучке 12 полных лет. Со мной прекратили трудовые отношения ввиду достижения пенсионного возраста. Законно ли расторжение ТД с работником достигшего пенсионного возраста при том, что человек является опекуном несовершеннолетнего ребенка, не достигшего 14 лет?
    Здравствуйте! В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Трудового кодекса РК, не допускается расторжение трудового договора с беременными женщинами, предоставившими работодателю справку о беременности, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одиноким...
  • Что делать работнику, если работодатель не издает приказ об увольнении?
    Работником было подано заявление об увольнении по своей инициативе. Причина - переход на другую, более высокооплачиваемую работу. Месячный срок уведомления истек, но работодатель так и не издал приказ об увольнении и не проставил в трудовой печать об увольнении. Что делать работнику в такой ситуации?
    Подача заявления на увольнение - это уведомление работником работодателя о расторжении трудового договора по своей инициативе. По общему правилу уведомление должно быть подано не менее чем за один месяц. Исходя из поставленного вопроса, этот срок был соблю...
  • Отпуск преподавателя организации дополнительного образования
    Я работаю в частном учебном центре в должности преподавателя с 2015 года. Ранее мне предоставлялся отпуск 42 дня. Сейчас кадровик предлагает подписать дополнительное соглашение об уменьшении отпуска до 30 дней, как всем остальным работникам (бухгалтер, кадровик и другие). Законно ли это?
    До января 2020 года продолжительность отпуска преподавателей организаций дополнительного образования регулировалась Законом РК "Об образовании", в котором было указано: Педагогические работники имеют социальные гарантии на: ........ 2) ежегодный оплачивае...
  • Продолжительность ежегодного трудового отпуска в Казахстане
    Сколько дней оплачиваемого трудового отпуска указывать в трудовом договоре?
    Продолжительность оплачиваемого ежегодного трудового отпуска зависит от его вида: основной (предоставляется всем работникам без исключения и не может быть ниже минимального предела, установленного законодательством); дополнительный, имеющий обязательны...
Полезные статьи

Смотреть также:

Telegram-канал Pravosite.kz

Актуальные вопросы корпоративного и трудового права.

Подписаться на канал