Порядок проведения проверки объектов, уязвимых в террористическом отношении


Дата публикации: 5.12.2019
2264

Вопрос:

Добрый день! У меня несколько вопросов по поводу проверки ОВД объекта, уязвимого в террористическом отношении (гостиницы). 

1. Можно ли избежать адм. штрафа по ч.1 ст. 149 КоАП РК, если выдали предписание на устранение нарушения в виде недостаточности срока хранения памяти системы видеонаблюдения менее 30 суток?

2.  Распространяются ли нормы предпринимательского кодекса РК на данный вид проверок?  Можно ли запросить, через ходатайство в суд о приобщении к делу графика проверок объектов УТО на соответствующий период и утвержденный местным исполнительным органом?

3. Протокол составлен и направлен в суд. При этом, в копии выданного протокола не указаны ФИО и должность лица, составляющего данный документ. Лист протокола, после того как с него сняли копию, участковый выбросил. В Акте назначения указаны два сотрудника – старший опер управления по противодействию экстремизма и инженер управления информатизации и связи. Однако проверку осуществлял лишь опер. Насколько это правомерно?

4. Можно ли оспорить результаты проверки?

5. Может ли быть уменьшен размер штрафа?

Ответ:

По первому вопросу:

В соответствии с  Постановлением Правительства «Об утверждении перечня объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении», гостиницы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек, относятся к объектам, уязвимым в террористическом отношении (далее - УТО), как объект массового скопления людей.

Согласно ст. 10-2 Закона РК «О противодействии терроризму», для защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляются правовые, организационные, инженерно-технические, специальные, охранные и иные меры по повышению уровня их антитеррористической защищенности и готовности государственных органов, юридических лиц к ликвидации и (или) минимизации последствий актов терроризма.

Статьей 10-3 указанного Закона предусматриваются обязанности собственников, владельцев, руководителей или иных должностных лиц объектов УТО, независимо от форм собственности, субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг по объектам УТО.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении», каждый объект УТО должен иметь систему антитеррористической защиты в соответствии с данными требованиями.

В соответствии с пунктом 74 вышеуказанного Постановления, телевизионная система видеонаблюдения должна обеспечивать передачу визуальной информации на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные в специально выделенном помещении для подразделения охраны (при наличии) либо на пункт централизованной охраны. Срок хранения информации должен составлять не менее 30-ти суток.

Таким образом, если срок хранения информации составляет менее 30 суток, это действительно является нарушением.

Согласно 149 КоАП РК:

"Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение собственником, владельцем либо руководителем объекта, уязвимого в террористическом отношении, либо субъектом охранной деятельности, заключившим договор об оказании охранных услуг по объекту, уязвимому в террористическом отношении, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта –
влекут штраф на физических или должностных лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей"

Норм, освобождающих нарушителя от ответственности в случае своевременного исполнения им предписания уполномоченного органа (устранения нарушения), не предусмотрено.

Считаем, что штраф налагается именно за выявленный факт нарушения. Не устранение нарушения в установленный срок согласно полученному предписанию уполномоченного органа влечет второй штраф, уже по части 2 статьи 149 КоАП. 

По второму вопросу:

Порядок осуществления контроля и надзора за субъектами предпринимательства регулируется Предпринимательским кодексом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 138 Предпринимательского кодекса (ч.1, пп.76), контроль осуществляется в том числе за состоянием антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.

Статьей 144 Предпринимательского кодекса предусмотрены 2 вида проверок: проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска и внеплановые.

В соответствии с пунктом 2 статьи 141 Кодекса, основанием для назначения особого порядка проведения проверок является полугодовой график, утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 140 Кодекса предусмотрено, что действие параграфа 2 «Порядок организации и проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта контроля и надзора» (за исключением пунктов 2, 3 ст.154 и ст.157) не распространяется на осуществление контроля и надзора, связанных с осуществлением контроля за состоянием антитеррористической защиты объектов УТО, за исключением отдельных, к которым гостиница не относится.

Следовательно, статья 141 Предпринимательского кодекса в данном случае не применима.

Порядок проведения проверок объектов УТО регулируется Законом РК «О противодействии терроризму» (глава 8, статьи 23-24). В соответствии с положениями указанного Закона, предварительного уведомления проверяемого субъекта и составление графика проверок не предусматривается. Проверки за соблюдением руководителями или иными должностными лицами объектов УТО проводятся ОВД РК не реже одного раза в год.

Таким образом, нормы Предпринимательского кодекса распространяются на данный вид проверок, но только в части, а именно – распространяется действие пунктов 2, 3 статьи 154 и статьи 157. В остальной части – применению подлежат нормы Закона РК «О противодействии терроризму». 

По третьему вопросу:

Считаем, что перечисленные выше действия сотрудников не являются правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23-2 Закона РК «О противодействии терроризму», проверка проводится на основании акта о ее назначении. Органы внутренних дел Республики Казахстан при проверке объектов, уязвимых в террористическом отношении, обязаны предъявить:

1) акт о назначении проверки;

2) служебное удостоверение;

3) проверочный лист.

Если какой-либо из перечисленных документов не предоставлен или предоставлена его копия, считаем это грубым нарушением со стороны уполномоченных должностных лиц.

Поскольку в акте о назначении конкретно указаны должностные лица, которым поручено ее проведение, они оба должны были принимать участие.

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Предпринимательского кодекса (эта норма распространяется на объекты УТО):

Должностные лица при проведении контроля и надзора обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы проверяемых субъектов;

2) проводить профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля и надзора на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом и (или) иными законами РК;

4) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 132 настоящего Кодекса;

5) не препятствовать субъекту контроля и надзора присутствовать при проведении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и профилактического контроля и надзора;

6) предоставлять субъекту контроля и надзора необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, при их проведении;

7) вручить субъекту контроля и надзора акт о результатах проведенной проверки или предписание об устранении выявленных нарушений по результатам проведенного профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в день их окончания либо в порядке и сроки, установленные Законом Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан";

8) обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в результате проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта контроля и надзора.

Бланки протокола о правонарушении составляются по установленной форме с  указанием должности, ФИО лица, составившего протокол.

Кроме того, бланки протокола являются документами строгой отчетности, соответственно участковый не имел права выбрасывать протокол.

Согласно пунктам 6 и 8 Закона РК «О противодействии терроризму», по результатам проверки сотрудником органа внутренних дел, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах. Один экземпляр указанного акта с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у проверяемого лица, вручается проверяемому лицу либо его уполномоченному представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

По четвертому вопросу:

Можно, в случае если при проверки были выявлены нарушения процессуальных действий либо если Вы не согласны с ее результатами.

В Вашем случае, такими нарушениями являются:

  • проведение проверки не полным составом, указанным в акте проведения проверки, что могло повлиять на правильность выводов проверяющих;
  • отсутствие данных о составителе протокола;
  • предоставление не в полном объеме или несвоевременное предоставление документов, предусмотренных ст. 23-2 Закона РК «О противодействии терроризму» и подпунктом 7) пункта 3 статьи 154 Предпринимательского кодекса РК.

Однако, если факт нарушения Вами признан, то необходимость в оспаривании можно поставить под сомнение. Хотя указать процессуальные нарушения имеет смысл в любом случае.

По пятому вопросу:

Согласно статье 810 КоАП, сокращенное производство осуществляется по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда, за которое предусмотрено взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, а также установлено совершившее его лицо, которое признает факт его совершения и согласно с уплатой штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса и не обжалует представленные доказательства.

Согласно статье 811 КоАП РК, при обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица уполномоченное лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях в соответствии со статьей 804 настоящего Кодекса, возбуждает административное производство и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы штрафа в течение семи суток. Уполномоченное лицо, составившее протокол, вручает лицу копию протокола о правонарушении с квитанцией установленного образца.

В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности.

В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой настоящей статьи, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

Полагаем, что сокращенное производство к Вашему случаю не применимо, если сумма штрафа не оплачена в течение 7 суток. Однако в суде стоит указать, что Вы не были информированы о возможности уплаты штрафа в сокращенном размере.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 829-11 КоАП:

"Суд при рассмотрении дела, жалобы, протеста обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, обстоятельства, предусмотренные статьями 741 и 742 настоящего Кодекса, правильно ли составлены протокол о правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Суд с учетом установления обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, вправе сократить размер штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и исчисляемого согласно абзацу первому части первой статьи 44 настоящего Кодекса, но не более чем на тридцать процентов от общей суммы штрафа."

В соответствии со ст. 64-1 КоАП РК:

"При малозначительности совершенного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Примечание. При решении вопроса об освобождении лица от ответственности по указанному в настоящей статье основанию учитываются конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда – его размер."

В Вашем случае можно попробовать в суде сослаться на малозначительность нарушения, поскольку отсутствует факт причинения вреда и в целом Вы соблюдаете все установленные требования, в том числе к системе видеонаблюдения, за исключением одного (это зависит от того, сколько дней по факту у вас хранится информация).


Данный материал отражает личную точку зрения автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на дату публикации.


Получите развернутый ответ на Ваш вопрос в короткие сроки

Задайте интересующий Вас вопрос и получите консультации профессиональных юристов

Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы в категории "Проверки государственных органов"
Полезные ответы

Смотреть также: